Найти тему
6000 миль до Голливуда

Схватка

Оглавление

(1995, США)

Злостный тролль Майкл Манн снимал эту знаменитую перестрелку прямо на улицах Лос-Анджелеса, чем, сказывают, перепугал до уср*чки немало людей. Охотно верю, учитывая маниакальную страсть Манна к реализму во всём.
Злостный тролль Майкл Манн снимал эту знаменитую перестрелку прямо на улицах Лос-Анджелеса, чем, сказывают, перепугал до уср*чки немало людей. Охотно верю, учитывая маниакальную страсть Манна к реализму во всём.

Столько раз писать о фильмах Майкла Манна и упоминать в этих обзорах его культовую "Схватку" - и ни разу за столько времени не уделить ей самой отдельное внимание? Пожалуй, с моей стороны это выглядит натуральным скотством. Позвольте мне устранить эту вопиющую несправедливость.
Хотя писать о "Схватке" по большому счёту нечего. Потому что критиковать ее абсолютно не за что, а рассыпаться перед нею в комплиментах аж на целую страницу было бы до изжоги скучно и банально, согласитесь. Тем более, что этому кино и до меня за двадцать с лишним лет отвесили столько комплиментов, что его впору запрещать смотреть людям с сахарным диабетом - так щедро обливали его сиропом легионы разновсяческих критиков. Причём совершенно заслуженно , ведь ни в одной другой своей картине Манн не был так старателен, педантичен к деталям и требователен к актёрам, как здесь. Даже в тех картинах, которые у него номинировались на Оскары и иногда получали их.
И тем удивительнее было узнать после всего вышесказанного, а также после взгляда на солидный IMDb-ишный рейтинг "Схватки" (8,2), что она каким-то чудовищно несправедливым образом не завоевала ни одной награды. То есть да, я протёр очки и еще раз перепроверил - так и есть, абсолютно ни единой. Мы видим у неё в досье две номинации на "Сатурн" (премия, вручаемая американской
Academy of Science Fiction, Fantasy & Horror Films), видим ещё ряд менее престижных номинаций - засим всё. И никаких вам, батенька, заявок на Оскаров и Пальмовые Ветви. При том, что фильм при всём желании не назовешь попсой, от которой всегда воротят носы солидные киноакадемики. Как раз наоборот, многие сюжетные выверты "Схватки "для попсы чересчур жестоки и нетривиальны. Да и сама по себе эта история ничем не хуже тех же "Отступников" Скорцезе, а они, напомню, шутя отхватили в 2007-м четыре Оскара, включая главный.

"Да потому что у нее офигенная задница!... "... Причём эту шутку вовсе не я придумал - именно так Аль Пачино в фильме и сымпровизировал, поскольку в сценарии этой фразы не было.
"Да потому что у нее офигенная задница!... "... Причём эту шутку вовсе не я придумал - именно так Аль Пачино в фильме и сымпровизировал, поскольку в сценарии этой фразы не было.

Хотя нет, вру: есть у "Схватки" одна достойная и очень редкая премия, которой могут гордиться буквально единицы криминальных драм и боевиков. Называется она "Приз гангстерских симпатий" (название, естественно, моё), и рассказал об этом факте не абы кто, а сам Бен Аффлек, снявший через 15 лет очень похожую... вернее, я бы сказал, кое в чём даже подозрительно похожую картину под названием "Город воров". Так вот, идя по стопам Манна и стараясь придать своей истории тот же реализм, Аффлек ходил за советами к сидящим в тюрьме, настоящим грабителям банков. Уж не знаю, насколько задушевными были их беседы, но свой фильм Бен тоже в итоге забацал превосходный. А между делом он выяснил у этих суровых ребят, какое кино они смотрят в перерывах между налетами на банки. И, как вы уже догадались, "Схватка" оказалась у них в числе наиболее уважаемых и любимых. Как раз за свою натуралистичность происходящего, даром что в ней тоже хватает и чисто художественных допущений, и лирики.
Слова Аффлека, кстати, подтверждались и на практике. В 1997 году в том же Лос-Анджелесе был совершен налёт на филиал
"Bank of America", очень похожий на тот, что мы видим в "Схватке". Там тоже было много стрельбы и шуму (хотите знать больше - читайте в Википедии статью "Перестрелка в Северном Голливуде" или смотрите фильм Ива Симоно "44 минуты", 2003) , правда, та погоня обернулась для налётчиков не так, как в картине у Манна. Никто из них не выжил. Оба полегли под пулями во время бегства, причем один из них, раненый, успел застрелиться сам. Впрочем, речь сейчас идет не о схожести киношных и реальных событий, а о том, что когда полиция нагрянула затем в логово одного из застреленных грабителей, выяснилось, что видеокассета со "Схваткой" лежала у него на самом видном месте.
Вот такие, стало быть, пироги. А я тут вам ещё сетую на всякие мелочи жизни вроде игнорирования "Схватки" оскарораздаточной комиссией.

Грабитель и джентльмен. В сравнении с другими известными криминальными ролями Роберта Де Ниро, здесь он ну прямо настоящий аристократ и интеллектуал, даже не владеющий блатной "распальцовкой" и жаргоном.
Грабитель и джентльмен. В сравнении с другими известными криминальными ролями Роберта Де Ниро, здесь он ну прямо настоящий аристократ и интеллектуал, даже не владеющий блатной "распальцовкой" и жаргоном.

***

В общем, мораль сих фактов такова - хорошее кино, оно не только без наград чувствует себя превосходно, но еще и классикой становится без особых на то усилий. Крайне досадно, конечно, что сегодняшний Майкл Манн уже не торт (хотя его недавний "Кибер" был в целом не так уж и плох). Однако у него ещё есть шанс реабилитироваться - если он всё-таки снимет давно обещанную экранизацию гангстерского бестселлера Дона Уинслоу "Зима Фрэнки Машины" с Робертом Де Ниро в главной роли. Само собой, что вряд ли данным фильмом 75-летний Майкл переплюнет собственную же "Схватку", раз он не смог этого сделать, даже будучи моложе. И всё-таки, если это кино окажется хотя бы вполовину столь же крутым, как она - что ж, в таком случае я уже буду несказанно доволен.

Уверен, в США давно устанавливают негласную слежку за всеми покупателями вратарских хоккейных масок. Потому что хоккейные вратари покупают их явно реже, нежели всяческие маньяки и грабители.
Уверен, в США давно устанавливают негласную слежку за всеми покупателями вратарских хоккейных масок. Потому что хоккейные вратари покупают их явно реже, нежели всяческие маньяки и грабители.