(2013, Россия)
- Слышь, чуваки! А айда махнём в Россию на перевал Дятлоффа искать разгадку гибели тех самых туристов группы Дятлоффа! - предложила однажды своим корешам американская студентка Холли Кинг. Хотя правильнее было бы, конечно, назвать ее Холли Вудпекер.
- Так это... пятьдесят четыре года ведь прошло с тех пор, как они исчезли, - напомнил ей один из корешей. - Что именно ты намерена отыскать на том перевале сегодня, среди тамошних камней?
- Ты чё, глухой?! - рассердилась Холли. - Я ж тебе черным по белому сказала: разгадку мы будем там искать! Раз-гад-ку! Чего неясно-то, аллё?
- Ну и как, по-твоему, выглядит эта разгадка спустя полвека?
- Слушай, заколебал ты меня своими дурацкими вопросами! Как будет она выглядеть, так и будет! Главное, нам тут институт бабла на командировку отсыпал. Но если мы туда не поедем, этот грант, ясен пень, придется вернуть.
- А-а-а, ну так бы сразу про бабло и сказала! Ладно, замётано, я в деле. Где подписаться?
Короче говоря, осваивать жирный институтский грант поехали пятеро студентов во главе с мисс Вудпекер. Ну а дальше...
А дальше, дамы и господа, в фильме началась типичная голливудская Россия, ни больше, ни меньше! И это при том, что его продюсеры были русские, и авторы сценария, и художники, и даже, мать его, композитор, балалайкой ему об колено! И никто из них - НИКТО! - не подсказал забугорному режиссеру Ренни Харлину («Скалолаз», "Глубокое синее море", «Долгий поцелуй на ночь»), что он тормоз... в смысле - как на самом деле выглядят реалии российской глубинки во втором десятилетии 21 века.
Убийство логики происходит сразу же по прибытию Холли Вудпекер в первый уральский городок. Оказывается, что единственный бар в нём работает аж с тех самых дятлоффских времен, пережив, блин, и эпоху Хрущева, и застой, и горбачевский сухой закон, и перестройку, и дикие 90-е и сытые 2000-е. Мало того, в баре не только до сих пор помнят товарища Дятлоффа, но и то, что он бухал накануне своего восхождения на злосчастный перевал! С другой стороны, а как такое можно забыть, если всем гостям здесь на протяжении полувека наливают один лишь местный самогон? Да-да, в открытую, аккурат в традициях СССР.
Итак, выпив, похмелившись и допросив какую-то старушку, которая в молодости искала пропавших дятлоффцев, мисс Вудпекер и ее банда отправляются в горы. Где, само собой, по закону жанра вокруг них тут же начинают творится зловещие странности. То чуваки узрят вокруг своих палаток наутро следы босых ног, а то и вовсе найдут чей-то... вырванный язык. Впрочем, никого это особо не напрягает - дикие места, что с них взять, - все топают дальше, пока наконец не достигают искомого перевала. Лишь там у некоторых студентов их нижние сфинкторы начинают мало-мало жим-жим, но мы-то с вами понимаем: уж коли чуваки дошли до цели, никто из них теперь так просто домой не удерет. Тем более после того, как они нашли вход в загадочный бункер, а ночью на их лагерь сошла лавина...
И вот тут история из якобы документальной делает резкий крен в натуральный хоррор-треш. Причем банальный настолько, что под конец зритель не сомневается: сценарий картины дописывал явно какой-то школьник, и теперь ее авторы над ним, зрителем, нагло и беззастенчиво глумятся. Особенно, когда на сцену вышли клоуны... пардон - охранники бункера, солдаты Российской армии, одетые и вооруженные так, будто их пригнали сюда прямо со съемок... «Врага у ворот»! И всё это, напомню, делалось под чутким присмотром русских продюсеров русскими художниками и по русскому сценарию...
Одним словом, жжесть!
***
В общем, единственная тайна этого кино так и осталась неразгаданной: зачем снимать его позвали скатившегося в треш-мейкеры Ренни Харлина, а не любого отечественного режиссера, кто хоть немного знаком с российской глубинкой и армией? Потому что тогда, вероятно, «Тайна перевала Дятлова» стала бы пусть средненьким, но художественным фильмом, а не тем вселенским позором, до которого опустил ее Харлин. Фу, как плохо, Ренни! Вытворять такое в твои 50 с лишним лет? Стыдоба-то какая!