Сейчас привычно видеть взрослых людей на подобном средстве передвижения, а полвека назад - удивительно. Неужели мамы и папы тоже хотят кататься? Не солидно... Ну и зря! Тем более, инженер Лундовский придумал для них особенный самокат.
Публикация о необычном транспорте появилась в журнале "Моделист-конструктор", потому что туда автор изобретения приехал на своей оригинальной технике и продемонстрировал сотрудникам возможности такого самоката.
Прочитав информацию в нескольких словах о таком прецеденте, случившемся в 1973 году, сначала я подумала - а что, собственно, товарищ Лундовский и з о б р ё л? Руль на детском самокате повыше переставил?..
И начала собирать в разных источниках сведений побольше.
Оказалось, и впрямь - "изобрёл велосипед") Конечно, не более, чем модификацию, но с сильно отличающимися пользовательскими характеристиками.
Посмотрите на заглавное фото, мне кажется, на нём мужчина до 40 лет. Но это теперь мы его ровесников называем парнями. О Сергее Лундовском в те времена корреспондент написал:
...в редакции появился скромный, уже немолодой человек и заявил, что он может от одного толчка ноги перенестись на 50 м, да еще с грузом в 30 кг. В руках у посетителя была какая-то странная тележка.
Но о возрасте, других достижениях инженера Сергея Станиславовича Лундовского в интернете ничего не нашлось...
Далее в журнале рассказано, что журналисты попросили явить изобретение в деле. И сделали первый вывод:
"При ближайшем рассмотрении «тележка» оказалась переделанным детским самокатом".
Ну как самокатом... Уточню: спортивным роллером. Конкретно - спортроллером "Орлик". В то время он стоил 14 рублей, выглядел вот так:
Всё же обычно под самокатом подразумевали модели попроще, вроде таких:
Главное отличие - колёса. На красном самокате, конечно, проходимость намного меньше.
Я помню в своём дошкольном детстве как раз что-то вроде такого, у меня их было зачем-то два - голубой и красный. Ещё два трёхколёсных велосипеда, поменьше и побольше. Родители явно переобеспечили моё счастливое детство))
Итак, что переоборудовал инженер Лундовский в "Орлике".
Руль он, действительно, приподнял под рост взрослого человека.
А помимо того отрезал переднюю часть и перья вилки, идущие к заднему колесу. А заднюю вилку и новую платформу он изготовил из стального уголка и прикрепил фанеру по размеру ботинка. В общем, заменил серединку между колёсами на авторскую конструкцию.
Да ещё учёл прокладку под хомутом спереди фанерной "ступни", при помощи которой можно немного регулировать наклон платформы под своё удобство.
Важная корректировка спортроллера - более низкое расположение "серединки" - платформы, на которой стоит нога водителя. Это не только снизило нагрузку на человека (отпала необходимость приседать, чтобы оттолкнуться от дороги, толчковая нога и без того доставала до опоры), но и снизило нагрузку на технику - сместился центр тяжести машины.
Посмотрите на чертёж выше: минимальная просадка всего 30 мм! Казалось бы, характеристика совсем не для тогдашних тротуаров. Но в журнале написано, что при испытании "овзросленный" самокат цеплялся этой точкой за препятствия и проскальзывал по ним. Вероятно, из-за амортизации довольно мощных шин?..
Почему же такой самокат - только для взрослых? Наверное потому, что увеличенная скорость не мотивирует родителей отпускать чадо на прогулку на нём, самокаты предполагались для катания-развлечения, а не преодоления больших расстояний за короткое время.
А плюс к тому - наличие багажника, достаточно вместительного. С таким средством передвижения комфортно себя чувствовать на даче - в магазин сгонять, за химикатами съездить, урожай до сельского рынка доставить. Заодно и мышцы, дыхание прокачать.
Автор так описал это приспособление:
В качестве багажника, который лучше всего расположить над передним колесом, использована штампованная багажная рамка от велосипеда. Она крепится к головке рулевой колонки и к передней оси. Ставить багажник сзади нельзя, так как груз затрудняет движение толчковой ноги.
По-моему, достойное внимания изобретения. Не знаю, взяли его в массовое производство? Похоже, что нет? Уважаемые читатели, у кого-то был такой "самокат Лундовского"?
Вижу, что за границей уже в начале 20 века были самокаты с электроприводом. Вот бравые почтальоны, похоже, англичане: