Четверть века назад в уже далеком марте 1997 года в Бельгии кипели нешуточные страсти. А все дело в том, что французский автопроизводитель Renault в целях оптимизации бизнеса и сокращения производственных расходов решил закрыть один из своих европейских заводов, расположенных в Вилворде, недалеко от столицы Бельгии - Брюсселя.
Бельгийский «слив» Renault
В акции протестов включилась практически вся страна. Чего тут только не было? И пикетирование бельгийскими рабочими завода Renault, забастовки солидарности на автомобильных заводах других компаний (в частности, на заводе Volvo), призывы к общенациональному бойкоту продукции французского автопроизводителя, то есть автомобилей с ромбиком на радиаторе. Причем доля Renault реально снизилась на рынке соседней Бельгии. Дело дошло даже до обращений к президенту Франции Жаку Шираку и председателю Еврокомиссии. Но все эти акции протеста в Бельгии не подействовали на руководство Renault — оно было непреклонно и уверено в своей правоте. И, в конце концов, предприятие было закрыто.
Мы вспомнили эту историю четверть вековой давности вот по какому случаю. Работники компании «Лада Ижевск», дочернего подразделения АвтоВАЗа, обеспокоились судьбой предприятия, и как их бельгийские коллеги попытались достучаться до первого лица государства и написали письмо, в котором предъявили претензии к французскому автопроизводителю.
Трудящиеся из Ижевска жалуются, что предприятие простаивает уже пятый месяц. А причина – запуск автозавода невозможен из-за отсутствия комплектующих для Lada Vesta. Как пишут автозаводцы, в лучшем российском автомобиле всего 40% российских деталей. Все остальные - зарубежного производства. Причем с начала выпуска в 2015 году уровень локализации не вырос. А дальше следует невеселый вывод:
«Мы считаем, что именно французские владельцы завода совершили фактически диверсию, и из-за этого конвейер не функционирует».
Вот такой взгляд на сложившуюся ситуацию от работников самого ижевского предприятия. Наверное, и бельгийские трудящиеся также обвиняли французского автопроизводителя четверть века назад.
Эти резкие выпады в адрес, до недавнего времени крупнейшего зарубежного инвестора в российский автопром и владельца предприятия, не нашло ни солидарности коллективов других простаивающих предприятий, ни федерации профсоюзов. Не отреагировали на это обращение в Москве.
Также в этом обращении «досталось» и руководству АвтоВАЗа:
«Получается, что высшее руководство АвтоВАЗа идет на сознательный обман. Они собираются забрать нашу «Весту», вывезти оборудование, а нам оставить обещание производить электрический «Ларгус», который сегодня существует только на бумаге», - написали ижевцы.
Вот так интересы коллектива и компании вошли в противоречие, выход из которых ищут и руководство Республики Удмуртия, и руководство АвтоВАЗа. А обвинения ижевских рабочих в адрес Renault только придает этой ситуации остроты и хайпа.
Как Vesta спасла Ижевск, а теперь умыла руки
Перед коллективом Лада Ижевск никто никогда не проводил политинформаций, не разъяснял политику партии и правительства, как это было принято еще в совсем недавние годы. Да, удмуртский завод лишился своей единственной модели. Но с точки зрения бизнеса это решение не самое худшее.
Посмотрите, до АвтоВАЗа была попытка предыдущих собственников (Группа СОК) спасти предприятие путем отверточной сборки моделей KIA Spectra и KIA Rio предпредыдущего поколения и сборкой вазовской классики.
Затем в 2011 году завод приобрел АвтоВАЗ. И вот тут произошла целая история. Владельцем российского гиганта стал французский автопроизводитель, который в свою очередь входит в альянс с японским Nissan. Именно ижевская площадка была отдана японскому партнеру. Но, седаны и хэтчбеки марки Nissan «не зашли» российскому автолюбителю. Всего их было собрано порядка 14 тыс.штук. Речь идет о хэтчбеке Nissan Tiida и седане Nissan Sentra, в размерном классе С. Поэтому Lada Vesta, стартовавшая в Ижевске в 2015-м, стала спасением предприятия.
Первоначально, Lada Vesta должны были выпускать на третьей нитке главного конвейера АвтоВАЗа, которую перевели на стандарты альянса. Теперь на этом конвейере «прописались» две модели Lada Niva.
Но в последний момент руководитель АвтоВАЗа Бу Андерссон выбрал ижевскую площадку. Чем было обусловлено данное решение? Говорят, что некими социальными обязательствами второго владельца АвтоВАЗа – государственной корпорацией Ростех. Перенос производства в Ижевск сгенерировал огромную дыру тольяттинского автогиганта в 73,8 млрд руб. в 2015 году.
Сегодня после того, как АвтоВАЗ лишился большинства моделей на платформе В0 (Renault Logan/Sandero и Lada XRay, Lada Largus все же планируют в перспективе выпускать), освободилось место на первой нитке конвейера В0. Напомним, что его производственная мощность 350 тыс. авто в год. Lada Vesta – самый простой напрашивающийся вариант. Правда, для широкой автомобильной общественности страны приводят другие аргументы, мол, производительность «Лада Ижевск» ограничена мощностью окрасочного комплекса – 32 авто в час, или 126 тыс. в год. В свою очередь, первая нитка конвейера в Тольятти позволит довести сборку Vesta до объема в 60 автомобилей в час. То есть закрыть «брешь». Весь перенос производства оценен в 1 млрд руб. А выпуск Lada Vesta начнется в марте 2023 года.
В принципе это простое и логичное решение руководства АвтоВАЗа и никакие обращения трудовых коллективов не станут препятствием на этом действе. В Ижевске освобождаются мощности. В качестве «утешительного приза» подкинули некий электромобиль e-Largus, которого еще нет в природе.
По большому счету, в данном прецеденте на чашу весов были поставлены два предприятия в Ижевске и Тольятти. Как видим, чтобы не было социального взрыва и прочих негативных последствий, и был сделан выбор в пользу города на Волге. Тольятти все же моногород, а Ижевск – крупный промышленный центр, где много вакансий на предприятиях оборонного комплекса.
Но, в качестве «мальчика для битья», трудовой коллектив «Лада Ижевск» обратил взоры на французского автопроизводителя, который, все же, дал ритмичную работу ижевскому предприятию целых восемь лет. А то, что в результате не получилось 100-процентной локализации модели, так, для автомобиля, который выпускается тиражом 120-130 тысяч штук в год, это в современном глобализированном автопроме нонсенс. Правда, сегодня у нас будет поставлен эксперимент по полной локализации производства. Впрочем, в Минпромторге РФ, недавно представили концепцию «Стратегии развития автопрома до 2035 года», где все же ориентируются на цифру 80% локализации.
Но, в принципе, свалить все на французского партнера и бывшего владельца, сегодня достаточно простое решение.
Уважаемые читатели!
Что вы думаете о перспективах семейства Lada Vesta?
Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz