Про внешность этого автобуса кто-то сказал «Мама не хотела, папа не старался». Объективно не самая удачная с точки зрения дизайна и удобства для водителя машина из девяностых. Но, с точки зрения дня сегодняшнего, быть может, Альтерна ещё даст фору многим современным автобусам нашего времени? Давайте попробуем разобраться. А здесь Техноенот и его команда:)
Также, если осилить много текста лень, то можно посмотреть видео-версию нашего рассказа в "подвале" этой публикации.
Его рождение связано с эпохой перемен. Начало девяностых годов, когда кооперационные связи между предприятиями бывшего СССР и стран Восточной Европы развалились, а денег не хватало не то что на разработку и запуск новых моделей, а просто на выплату заработной платы. Ситуация катастрофическая. Также дела обстояли и на автобусном заводе в Ликино-Дулево. Новая модель ЛиАЗ-5256 страдала множеством детских болезней и её не спешили приобретать автотранспортные предприятия, но и с выпуском проверенной, но устаревшей модели классического ЛиАЗ-677 тоже были проблемы.
Жить, точнее, выживать, в таких условиях было необходимо каким-то образом. Руководство Научно-технического центра при Ликинском автобусном заводе решило создать своё товарищество с ограниченной ответственностью и начать работу над проектом нового автобуса. Инженеры-выходцы с ЛиАЗа дали название новой фирме «Альтерна». То ли «Альтернатива», то ли что-то другое имелось в виду, история это умалчивает. Но это, вероятно не столь важно. Важно какую задачу поставил себе коллектив товарищества.
А задача с одной стороны казалась бы простой, но все не совсем так. Задумывалось спроектировать и наладить производство автобусов с использованием имеющихся мощностей в разных регионах Российской Федерации, при минимальных затратах времени и средств. Но, при этом автобусы должны по-максимуму соответствовать специфике пассажироперевозок на территории страны, и получить широкий модельный ряд для различных случаев.
Какие же принципы заложили инженеры в основу конструкции модельного ряда автобусов «Альтерна»? Послушайте, ведь это очень созвучно текущей ситуации с импортозамещением и дефицитом различных комплектующих и запасных частей. Вот некоторые из них:
Отсутствие необходимости в сложной технологической оснастке, отсутствие крупногабаритных штамповок, повышенная прочность элементов и шасси, возможность использования в производстве исключительно отечественных комплектующих и материалов, вариантного исполнения по числу и расположению дверей, планировке салона, типу сидений, дополнительному оборудованию, применяемым агрегатам, полное соответствие отечественным (и самое главное) международным стандартам.
И у них получилось. Да, внешность автобуса действительно спорная. Он больше похож на броневик, но и времена были такие, что, наверное, в пору только на броневике и передвигаться. Да, для водителя не все было удобно, но многие технические мелочи продуманы, плюс хорошая защищенность водителя при столкновениях. Его рабочее место располагалось на достаточной высоте и было защищено при столкновениях. Плюс ко всему удачно рассчитанная конструкция обеспечила хорошие тормозные свойства и управляемость на обледенелых дорогах.
Пассажиры, наверное, тоже имели минимум комфорта, но ровный пол давал фору многим импортным моделям автобусов с узким расстоянием между сиденьями и полом в стиле «царь горы».
За кратчайший срок был разработан широкий модельный ряд, тут и городские автобусы различной вместимости (в том числе сочленённая «гармошка»), и междугородние автобусы. Автобус – броневик, для перевозки денег и ценностей, а также перронный автобус для аэропортов. На спроектированные машины можно было устанавливать 12 вариантов силовых агрегатов, хотя в принципе, в основном они были ориентированы на моторы ЯМЗ и КАМАЗа, как наиболее распространённые и обеспеченные запасными частями.
Да, всё аскетично, просто, минимум гнутых частей. Но мне это кажется хорошей инженерной работой, выполненной согласно технического задания, привязанного к текущей обстановке и условиям эксплуатации.
И если вы думаете, что эти инженеры ничего кроме страшноватой Альтерны не могут, то нельзя с этим согласится, ведь этот коллектив некоторое время назад разработал перспективную модель для ЛиАЗа под названием «черный принц». Да, по черно-белым фотографиям сложно оценить дизайн машины, но согласитесь, это совсем не похоже на Альтерну.
Вот и получается, что сейчас многие задачи, заложенные в техническое задание Альтерны, сильно перекликаются с текущим временем. Простая и надежная машина из отечественных материалов и на основе своих агрегатов. Конечно, сейчас Альтерна не соответствует ожиданиям пассажиров и некоторому уровню комфорта, к которому стали немного привыкать жители больших городов. Но, иногда лучше плохо ехать, чем хорошо стоять.
Ну а проект Альтерна закончился неуспехом, и виновата в этом та же легкость в наладке производства и, как следствие, проблемы с качеством у различных производителей, не уделявших этому моменту должного внимания. Хотя проект можно считать перспективным, который мог вырасти со временем в нечто большее. Думаю, что просто не хватило времени.
А как думаете вы, дорогие друзья? Может быть скоро и придёт время для подобного проекта и придётся доставать документацию из пыльных архивов?
Спасибо друзья, что были с нами. Подписывайтесь на наши ресурсы в различных социальных сетях и на Яндекс.Дзен, конечно. Давайте вместе узнаем ещё что-нибудь интересненькое!
Видео-версия рассказа с нашего YouTube-канала: