Уход французского автопроизводителя Renault из России повлек за собой ряд негативных последствий, одним из которых стало прекращение выпуска АвтоВАЗом автомобилей с бесступенчатой коробкой передач CVT, а также с 4-ступенчатым автоматом Jatco. Как будет восполняться данный пробел, какие автоматические коробки передач могут появиться на российских автомобилях.
Недавно руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов поведал о том, что вскоре крупнейший отечественный автопроизводитель разработает новую стратегию развития предприятия, которая будет представлена вслед за новой государственной Стратегией развития автопрома в РФ. И эти документы будут не только синхронизированы по времени.
Как известно, одним из самых пострадавших в отрасли оказался АвтоВАЗ, в связи с тем, что 16 мая с.г. его основной партнер и акционер Renault продал свою долю российскому ФГУП НАМИ. Не будем перечислять все негативные последствия этого шага – они хорошо известны. А вот одной из таких является выросшая проблема автомата (вариатора).
И тут хотелось бы углубиться в совсем недалекую историю. Летом 2018 года между АвтоВАЗом и российским Минпромторгом (а также регионами, где локализованы предприятия гиганта) был заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК), который обозначил основные пути развития отечественного автогиганта в Тольятти.
Недавно Минпромторг подготовил приказ по которому инструмент СПИКов продлевается до 2033 года. Но мы все же посмотрим на действующий специнвестконтракт АвтоВАЗа.
В этом СПИКе от 2018 года были подробнейшим образом прописаны как перспективный модельный ряд марки Lada, который должен был выпускаться на АвтоВАЗе до 2028 года, так и еще другие сопутствующие производства. А государство, в свою очередь, обещало принять меры по неухудшению условий бизнеса для автомобилестроителя.
Конечно, сегодня этот документ в бОльшей степени потерял свою актуальность и его придется переписывать для новых условий и на новый срок. Но давайте посмотрим на то, что же было запланировано в этом документе и найдем много любопытных моментов.
Так, к реализации предлагались инжиниринговые проекты. Например, адаптация 1,8-литрового двигателя ВАЗ-21179 под французские 6-ступенчатые механические коробки передач и вариатор Jatco. То есть этот силовой агрегат, как мы помним, должен был увеличить мощностные характеристики на 14 л.с. и после этого должен появиться в моторном отсеке большинства российских моделей франко-японского Альянса Renault-Nissan, выпускаемые в РФ, и прежде всего на автомобилях марки Lada.
А вот что планировалось по коробкам передач. С 1 января 2023 года должна была быть обеспечена сборка и проведение контрольных испытаний ручных коробок передач и вариаторов Jatco. В 2025 году по этим узлам начата механическая обработка корпусов литых заготовок российского производства.
Впрочем, теперь от этих планов остался лишь мираж воспоминания. Тем не менее, решение вопроса ждет своей очереди.
Тут вот какой момент. Если заглянуть в недавнюю историю АвтоВАЗа, то многие вспомнят, что у отечественного автопроизводителя был опыт создания «робота» АМТ. Сейчас главное не скатиться в обсуждение плох он или не так плох.
Так вот, мало кто знает, что этот робот для Lada Vesta настраивали с немецкой компанией ZF (программа управления – интеллектуальная собственность ZF), а по субконтракту также работали специалисты Porsche Engineering. В общем без немецких специалистов никуда. Даже настройка простенького робота. Впрочем, в текущих условиях привлечение западных специалистов невозможно.
С кем теперь будут работать вазовские специалисты? Пока ответа на этот вопрос у нас нет. Но теперь есть новый владелец и партнер - ФГУП НАМИ, у которого все же есть кое-какие компетенции. Не зря же его специалистами создан автомобиль Аурус.
Так что надо набраться терпения и посмотреть на новую стратегию АвтоВАЗа, которая появится совсем скоро. В ней все-таки будут раскрыты основные направления дальнейшего развития отечественного автопроизводителя, в том числе и трансмиссии.
Что же касается механической трансмиссии, то у иранской компании SAIPA есть своя коробка передач 5F18, которая является пиратской копией МКП Renault JHQ. Недавно иранский автопроизводитель проявил интерес к вазовским двигателям, который персы хотели бы использовать на выпускаемых у них автомобилях Renault Logan. Напрашивается бартер.
Уважаемые читатели! Как вы думаете, как АвтоВАЗ решит проблемы с механическими и автоматическими коробками передач?
Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz