Почему-то именно ерунда запоминается быстрее всего. И "логопедические" дети - не исключение. Бывает, простое двустишие учишь-учишь, - семь потов сойдёт.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
И картинку рассмотрели, и хором рассказали, и отраженно ("Я скажу, а ты повтори") проговорили...
- Запомнил?
- Да.
- Рассказывай.
- А начало?
- Спит...
- Спит спокойно...
- Молодец. Кто спит спокойно? Посмотри на рисунок.
- Слон.
- Какой слон?
- А?
- Молодой?
- Нет, старый.
- Правильно. Спит спокойно старый слон. Попробуй, расскажи сам.
- Спит спокойно старый слон. Стоя умеет он спать.
Я не расстраиваюсь. Ребенок старается. Дети с нарушениями речи в целом тяжело улавливают темпо-ритмический рисунок. Будем заниматься, и все получится. Но...
Бедный старый слон. Он не уснул в тот день спокойно: так, как хотел бы Маршак.
Зато рассказанная кем-то из взрослых глупая считалка запомнилась сразу. Не стереть из памяти, а хочется. Знаете такую?
Первые - горелые,
Вторые - золотые,
Третьи - умытые, золотом покрытые,
Четвертые в подвале кушают сандали,
Пятые - помятые,
Шестые - богатые,
Седьмые - в ракете,
Восьмые в туалете,
Девятые - с усами.
КАК??? И рассказали-то один раз, в шутку, поделились воспоминаниями детства...
А я потом целую неделю, когда просила ребят построиться, слушала:
- Я первым не встану. Первые - горелые.
- Пусти, пусти, я сказал. Я второй! Вторые - золотые.
- Ну ладно. Я тогда умытый, золотом покрытый.
- Ааааа... Я сандали есть не хочу! Ааааа!!!
Пришлось срочно придумывать "примирительный" вариант)))
У меня даже бумажка с текстом, написанным нервным почерком "на коленке" осталась;)
Первый - счастливый,
Второй - красивый,
Третий - улыбашка,
Четвертый - обаяшка,
Пятый - весельчак,
Шестой - смельчак.
А седьмой - удалой:
Вот такой!
И показываем "класс", чтобы никто не сомневался: отличный седьмой ребенок, просто замечательный.
Сочиняли вместе с детьми, поэтому до восьмых и девятых не добрались. Устали.
Больше полугода прошло. Сегодня я случайно наткнулась на ту самую бумажку. Долго вертела в руках и улыбалась.
Ну что тут скажешь?
Великая тайна детской памяти)))