Я все-таки искоробочник по своему призванию. Но иногда нападает на меня (все реже и реже) желание попилить от души. Как раз о таком приступе и его результате я и расскажу.
Модернизации боевых машин бывают разные. Некоторые образцы техники производятся и несут службу очень долго. За это время появляются новые двигатели, прицелы, элементы вооружения. И даже принципиально новые вещи, вроде динамической защиты или тепловизоров. Все эти безусловно полезные приспособления более или менее оперативно внедряются, непременно меняя внешний вид машины. Такой путь прошел Т-72, от первых «Уралов» до Т-90. Иногда же усовершенствования вносятся путем переделки техники во время капитальных ремонтов. И если посмотреть на фото начала и конца карьеры, то понять, что это однотипные изначально машины очень трудно. Примером такого подхода могут послужить М60 Patton и машины семейства Magach.
А бывает и совсем иначе. БРДМ-2 выпускалась в Арзамасе аж с 1963 года. Производство продолжалось до конца 80-х годов прошлого века. Отличить машины раннего выпуска от позднего сможет только «человек в теме», по деталям надмоторной плиты и расположению и количеству лючков. «Бардачок» практически не изменился. А ведь на ряду с сильными сторонами (неплохая проходимость, мощное вооружение) машина имеет ряд врожденных недостатков. В первую очередь, это плохие условия для покидания машины экипажем. А ведь зачастую, для выполнения боевых задач, требуется действие пеших разведчиков. Посадка-высадка через люк командира машины мешкотна, блокирует действие башенного вооружения. При опрокидывании машины на крышу, экипаж непременно окажется блокированным внутри. А такая ситуация вполне вероятна. Колея у машины узкая, корпус высокий. На крутом склоне неосторожное маневрирование легко может завершиться «оверкилем».
Но, как говориться, лучше поздно, чем никогда. В двадцать первом веке старенький броневик обрел новую жизнь. Арзамасский завод, выполняя капитальный ремонт, произвел в конструкции машины некоторые хорошо заметные изменения. Я решил повторить это в моем любимом «слепом масштабе». С выбором модели вопрос не стоял, конечно же это был S-Models. Во-первых, иной доступной БРДМки нет, а во вторых, они продаются по принципу «две штуки в одни руки».
При взгляде на БРДМ-2А (а именно такое название получил обновленный «бардачок») сразу бросаются глаза в глаза двери на бортах. Возможность установить их появилась после удаления выдвижных колес, которые использовались для пересечения окопов. Поэтому я собрав корпус модели так же не стал устанавливать эти колесики, а заделал место под них листовым пластиком. По фотографиям видно, что эти короба закрывают переднюю подножку (вырезанную в бронелисте) целиком, а заднюю примерно на треть. Это определило размеры коробов.
Но наиболее важным моментом модернизации стала замена подвески. Архаичные мосты отправились на переплавку, а их место заняла независимая подвеска от БТР-80. Просто удивительно, что это изменение произошло в двадцать первом веке, а не году так в 1975. Ведь многоколесные БТР в Советском Союзе выпускались много лет, непрерывно улучшались и развивались. Идея создания на их шасси новой БРДМ должна была витать в воздухе. Впрочем, наверняка на то были причины, пусть и не совсем логичные. Оставим это дело исследователям и вернемся к модели. Как и в жизни, подвеску пришлось взять от БТР. В нашем случае от модели AriaMaster. Детали из их набора были использованны как мастер-модели и склонированны.
Изучение фотографий показало, что на днище БРДМ для крепления новой подвески сооружены некие конструкции. Как они выглядят в районе колесных ниш удалось более или менее разобраться. В этом сильно помогла фотография машины наших миротворцев, уничтоженной грузинской армией во время ее нападения на Южную Осетию. На этой фото колесо отсутствует, и взгляду открываются рычаги подвески. А вот что там на самом днище — загадка. Никто пока под эти машинки с фотоаппаратом не залезал, а увеличение колеи избавило нас от фотографий перевернутых «бардаков». Оно, конечно, и к лучшему, но «вид снизу» моей модели наверняка имеет мало общего с прототипом. Хотя, если учесть то, что и сама модель «ниже пояса» сделана по мотивам, то наверное и правильно, что моя совесть отказалась меня мучить.
Я сделал короба на днище машины из толстого пластика. Кажется это были остатки коробки от белорусского аэрографа, вот уж не ожидал, что он и тут пригодится. В тоннелях под мосты из кусочков полистиролового бруска сделал имитацию раздаток. В нишах передних колес на прототипе имеются какие-то коробки с хорошо заметным люком. Их я соорудил из листового пластика и закрепил на надлежащем месте.
Как я уже упомянул выше, колея машины увеличилась. Выступающие за пределы корпуса колеса закрыты небольшими крыльями, непрерывными на всей боковой поверхности, от переднего до заднего колеса. Я приклеил к корпусу полоски миллиметрового полистирола, имитирующие горизонтальный участок крыльев. Получилась достаточно неаккуратная конструкция, из коротких кусочков. После высыхания клея я обработал ее надфилем, кое-где потребовалась шпаклевка.
Подобрав самый тонкий пластик из имеющихся в запасах, я нарезал из него полосок одинаковой ширины, и кромсая их на кусочки сформировал вертикальную поверхность крыльев. Значительные хлопоты доставили изогнутые участки над колесными арками, там пришлось использовать более широкие полоски, чтобы иметь запас на последующее выравнивание. А затем наступил нудный этап выравнивания, вышкуривания и шпаклевания. Но, по его окончанию я все-таки получил что-то очень похожее на оригинал.
Теперь, когда я точно знал, сколько пространства осталось на борту, я приступил к изготовлению дверей. Сначала был изготовлен шаблон, а потом по нему и сами двери. Тутт произошла досадная ошибка, первые экземпляры были вырезаны из достаточно тонкого пластика. А на прототипе двери весьма сильно выдаются из бронелистов, да еще и окружены отбортовкой. Пришлось взять пластик потолще и все повторить. Расположив заготовки дверей на месте, я капнул по контуру жидкого клея и занялся надмоторной плитой.
Смена двигателя при модернизации повлекла за собой сооружение бронекороба на крыше МТО. Короб этот предельно простой формы и я справился с ним очень быстро. Однако, уже после покраски стала заметна моя ошибка. Боковые стенки короба должны быть параллельны продолжению наклонных листов бортов корпуса. А у меня тут вышел излом. Наверняка бы вы этого и не заметили, но как честный человек я предостерегу вас от повторения моей ошибки. После всего этого настало время наконец собрать воедино подвеску и примерить к ней колеса. Как это не странно, но все собралось ровно. Колеса на БРДМ-2А взяты от поздних БТР-80, они несут пулестойкие шины КИ-126. Эти колеса делает московская фирма Tankograd, и наборчик у меня лежал уже давно. На оси пришлось добавить небольшие шайбочки. Чтобы отрегулировать колею. Вот собственно и все основные переделки, за которыми последовал немножко занудный этап создания новой мелочевки.
Двери на боках и крышка над МТО конечно же имеют петли. Они в нашем случае изготовлены из обрезков пластика и тянутого литника. На крыше так же нашел свое место грибок вентиляции. Распашной лючок аналогичен таковому на БТР-80, я сделал его из кусочка «доширачки», процарапав стык половинок крышек. Боковые вертикальные ограждения неплохо получились из бумаги, пропитанной «суперклеем». Ручки на двери я сделал из расплющенной отожженной проволоки. Вышло похоже. Вся светотехника клонирована. Фары от Т-72 Revell, блоки «габаритный огонь — стоп-сигнал — поворотник» и передние поворотники от «арийского» БТР-80. От него же, кажется, взят инфракрасный осветитель.
На корме с левой стороны расположен кожух глушителя, представляющий собой укороченный левый кожух от БТР-80. Внимательный читатель легко догадается, как я его изготовил. Из обрезка литника и тонкого прутка я сделал имитацию видимой части глушителя и закрыл ей срез кожуха. На правой же стороне кормы располагается удлинительная труба воздухозаборника, устанавливаемая для преодоления водных преград. В нашем случае она скручена на сверле из отожженой жести, взятой от стальной пивной банки. После скручивания труба была щедро пролита по шву «суперклеем», а затем заполированна. Особое внимание уделялось концам трубы. Конечно же при установке шов был направлен к корпусу, где его совсем не видно. Изготовление остальной мелочи, вроде лопаты, пилы или ограждения фар прошло совершенно предсказуемо, без всяких проблем и подвигов.
Башня БРДМ была взята из набора, с небольшой доработкой, выразившейся в установке в нее дополнительного прибора наблюдения на левой скуле. Ствол КПВТ клонирован от БТР-80, ствол ПКТ- инсулиновая иголка. На БРДМ-2А устанавливаются два больших зеркала заднего вида. Так как аналогов подобрать не удалось, пришлось самому изготовить мастер-модель. Сформировал из кусочка пластика зеркало, оклеил его рамкой из тоненькой полосы «доширачки». Для соединения деталей использовал «суперклей», обычный клей для полистирола непременно бы деформировал тонкие элементы. Затем пилкой для ногтей утоньшил отбортовку. Приклеил сзади еще кусочек пластика, имитирующего выступающую заднюю часть зеркала, и старательно избавился от острых углов на мастер-модели. А потом в виксинт ее! Работа во многом на будущее, такие зеркала ставятся на многие современные бронетранспортеры.
Ну а затем модель отправилась в покрасочный цех, результат покажу в следующий раз.
#1-72 #S-models #БРДМ-2 #БРДМ-2А #конверсия