Найти тему
История живописи

Парадный и "написанный в селе Горетове, в доме горемыкове" портреты всесильного графа

Эта историческая личность у многих, как и у меня, всегда будет ассоциироваться с замечательной игрой Евгения Евстигнеева в фильме "Гардемарины, вперед!" 1987 года. Как известно, он сыграл там канцлера Бестужева, реального исторического деятеля, достигшего пика своего могущества и власти при правлении Елизаветы Петровны. Именно за архивами Бестужева (компрометирующими его) охотились собственно гардемарины и другие герои этого фильма.

"Портрет графа А.П. Бестужева-Рюмина", Луи Токе, 1757. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет графа А.П. Бестужева-Рюмина", Луи Токе, 1757. Третьяковская галерея, Москва.

Став дипломатом еще при великом отце императрицы - Петре I, Бестужев сделает головокружительную карьеру от простого дипломата до канцлера. Причем при Петре и с его разрешения он успел побывать даже на иностранной службе - какое-то время был доверенным лицом английского короля Георга I. Склонность к интригам у него стала проявляться еще с самого начала карьеры, которая в итоге именно из-за них и прервется.

Французский портретист Луи Токе прибыл в Россию для того, чтобы писать портрет императрицы Елизаветы, но ввиду занятости августейшей особы, он исполнил некоторое количество частных заказов, одним из которых и является портрет Бестужева, который находится в Третьяковской галерее. Поверх орденской ленты размещен медальон с изображением Петра I, который дипломат получил от самого императора. На погрудной копии этой работы кисти художника Алексея Казатова 1764 года, этот медальон и лик императора на нем можно хорошо разглядеть:

"Портрет канцлера графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина", А. Казатов, 1764. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет канцлера графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина", А. Казатов, 1764. Третьяковская галерея, Москва.

Была создана не одна копия парадного портрета кисти французского художника, так, например, Федор Рокотов, о котором я уже вам рассказывал тоже напишет копии этого портрета.

В начале 1758 года, некогда всесильный граф попадает в опалу, а через год и вовсе отправляется в ссылку. С ним уже случалось это однажды - при кончине Анны Иоанновны его уже заточали в Шлиссельбургскую крепость. Однако же в этот раз место ссылки он мог выбрать сам, видимо, Елизавета все же считалась с его прошлыми достижениями на службе. Местом этим стало имение Горетово (Можайского уезда), которое опальный граф назвал именно так в связи с его ссылкой туда. В том имении он предстанет в образе старца на другом своем портрете, кисти Артемия Бутковского:

А на обороте данного полотна искусствоведы обнаружат интересную подпись внизу: "Рожденъ вмоскве въ 1693 году живописан вселе горетове вдоме [горем]ыкове в 1759 году [иваном ти]товымъ: копиро[валъ артемъ] бутковскиi". Любопытно, что упомянутый Иван Титов был монастырским крепостным, который поступил на службу к разжалованному графу. О художнике Бутковском сведений крайне мало: он состоял при доме графа живописцем "для обучения художеству собственных его людей"; будучи на службе в Герольдмейстерской конторе был автором некоторых гербов российских городов.

Пришедшая к власти в 1762 году Екатерина II вернула Бестужеву все награды, звания и права. Но былого величия он уже не получил, у нее были свои фавориты, жаждущие власти и влияния, да и возраст графа был уже не тот... Правда несмотря на это, он еще успел поучаствовать в своем любимом занятии - дворцовых интригах, однако уже без былого успеха.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.