Портреты августейших особ Российской империи XVIII века кисти Рокотова наверняка знакомы не только любителям истории - их очень часто используют в качестве иллюстраций к различным историческим очеркам, произведениям и статьям о России этого периода. Полистайте галерею, и вы увидите портреты, которые наверняка уже не раз видели:
Но сегодня речь пойдет о других портретах и загадках в них заключенных. О происхождении Федора Рокотова известно мало: точно не известен год его рождения 1735 или 1736, неизвестно был ли он внебрачным сыном князя или простым крепостным, получившим вольную... И даже портрет, который можно найти, если поискать информацию об этом художнике, тоже оказывается не его автопортретом, хотя это и была одна из гипотез искусствоведов. Но давайте остановимся на этом вопросе подробнее.
Если быть точным, то эту гипотезу выдвинул художник и по совместительству искусствовед Игорь Грабарь. Однако нет никаких сведений о том, что Рокотов служил в гвардии - а именно в мундире лейб-гвардии одного из полков того времени изображен молодой человек на картине.
Далее было выдвинуто предположение, что на полотне изображен знаменитый в то время гравёр Евграф Чемесов, в качестве доказательств приводились факты: он действительно служил в лейб-гвардии Семеновском полку, подходит по возрасту, тоже был (как и Рокотов) под покровительством фаворита императрицы Ивана Шувалова и визуально похож внешне, судите сами так ли это:
Некоторое сходство есть, но я бы не сказал, что оно прямо однозначное, на мой взгляд, глаза несколько иные. А дальнейшие технологические исследования (в том числе с помощью рентгенографии, но не только) показали несостоятельность и этой версии: цвет и детали мундира были переписаны, то есть изначально был изображен мундир абсолютно другого полка - вероятнее всего, Конногвардейского. Таким образом, личность изображенного на картине остается неизвестной по сей день.
Еще одна загадка связана с другой картиной Рокотова - "Портретом неизвестного в треуголке". Долгое время считалось, что это портрет внебрачного сына Екатерины II от ее фаворита Григория Орлова - графа А.Г. Бобринского.
Думаю, что поводом к этой теории послужили три момента:
- визуальное сходство
- неизвестная датировка портрета
- Рокотов уже писал известный портрет Бобринского в младенчестве - тот самый, который хранился в покоях императрицы Екатерины II:
Однако данные рентгенограммы "Портрета неизвестного в треуголке" показали, что изначально это вообще был не неизвестный, а... неизвестная. Художник переписал все, кроме лица - оно осталось неизменным. Искусствоведы выдвинули наиболее вероятное объяснение такой метаморфозе: на полотне изначально была изображена первая жена помещика и издателя Николая Струйского - Олимпиада Балбекова, умершая при родах.
В имении Струйского художник не единожды бывал, именно там и хранился этот портрет долгое время. А причина такой маскировки изображения первой жены, вероятнее всего, заключается в том, что помещик, собиравшийся жениться повторно, не хотел раздражать свою новую супругу. К слову сказать, вторая его супруга (портрет которой тоже писал Рокотов) смогла родить Струйскому аж восемнадцать детей, правда выжило из них только восемь. Добавлю, что о помещике этом ходили легенды (которые вошли в труды историка Ключевского) о том, что он был достаточно суровым хозяином и истязал своих крепостных. Но все это со слов его соседей, поэтому вполне возможно, что его просто оклеветали, так как он выделялся среди них своей любовью к издательскому делу, просвещению и искусствам.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #русская живопись #портрет #искусство #художник #картины