Найти в Дзене
История живописи

Загадки "Портрета неизвестного в треуголке" и других работ Федора Рокотова

Портреты августейших особ Российской империи XVIII века кисти Рокотова наверняка знакомы не только любителям истории - их очень часто используют в качестве иллюстраций к различным историческим очеркам, произведениям и статьям о России этого периода. Полистайте галерею, и вы увидите портреты, которые наверняка уже не раз видели:

Но сегодня речь пойдет о других портретах и загадках в них заключенных. О происхождении Федора Рокотова известно мало: точно не известен год его рождения 1735 или 1736, неизвестно был ли он внебрачным сыном князя или простым крепостным, получившим вольную... И даже портрет, который можно найти, если поискать информацию об этом художнике, тоже оказывается не его автопортретом, хотя это и была одна из гипотез искусствоведов. Но давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

"Портрет неизвестного", Ф.С. Рокотов, 1757. На обороте холста присутствует подпись художника "Писалъ Рокотовъ 1757 Году Марта. 15. Дня".
"Портрет неизвестного", Ф.С. Рокотов, 1757. На обороте холста присутствует подпись художника "Писалъ Рокотовъ 1757 Году Марта. 15. Дня".

Если быть точным, то эту гипотезу выдвинул художник и по совместительству искусствовед Игорь Грабарь. Однако нет никаких сведений о том, что Рокотов служил в гвардии - а именно в мундире лейб-гвардии одного из полков того времени изображен молодой человек на картине.

Далее было выдвинуто предположение, что на полотне изображен знаменитый в то время гравёр Евграф Чемесов, в качестве доказательств приводились факты: он действительно служил в лейб-гвардии Семеновском полку, подходит по возрасту, тоже был (как и Рокотов) под покровительством фаворита императрицы Ивана Шувалова и визуально похож внешне, судите сами так ли это:

Автопортрет, Е.П. Чемесов, 1761
Автопортрет, Е.П. Чемесов, 1761

Некоторое сходство есть, но я бы не сказал, что оно прямо однозначное, на мой взгляд, глаза несколько иные. А дальнейшие технологические исследования (в том числе с помощью рентгенографии, но не только) показали несостоятельность и этой версии: цвет и детали мундира были переписаны, то есть изначально был изображен мундир абсолютно другого полка - вероятнее всего, Конногвардейского. Таким образом, личность изображенного на картине остается неизвестной по сей день.

Еще одна загадка связана с другой картиной Рокотова - "Портретом неизвестного в треуголке". Долгое время считалось, что это портрет внебрачного сына Екатерины II от ее фаворита Григория Орлова - графа А.Г. Бобринского.

"Портрет неизвестного в треуголке", Ф.С. Рокотов, начало 1770х. Третьяковская галерея.
"Портрет неизвестного в треуголке", Ф.С. Рокотов, начало 1770х. Третьяковская галерея.

Думаю, что поводом к этой теории послужили три момента:

  • визуальное сходство
  • неизвестная датировка портрета
  • Рокотов уже писал известный портрет Бобринского в младенчестве - тот самый, который хранился в покоях императрицы Екатерины II:
"Портрет А.Г. Бобринского в детстве", Ф.С. Рокотов, середина 1760-х. Любопытно ,что изначально было предположение, что это портрет Павла I, но ко времени написания полотна он был уже значительно взрослее, чем ребенок на картине. Также наследника престола необходимо было даже в столь юном возрасте изображать уже с орденами, пожалованными ему практически сразу после рождения.
"Портрет А.Г. Бобринского в детстве", Ф.С. Рокотов, середина 1760-х. Любопытно ,что изначально было предположение, что это портрет Павла I, но ко времени написания полотна он был уже значительно взрослее, чем ребенок на картине. Также наследника престола необходимо было даже в столь юном возрасте изображать уже с орденами, пожалованными ему практически сразу после рождения.

Однако данные рентгенограммы "Портрета неизвестного в треуголке" показали, что изначально это вообще был не неизвестный, а... неизвестная. Художник переписал все, кроме лица - оно осталось неизменным. Искусствоведы выдвинули наиболее вероятное объяснение такой метаморфозе: на полотне изначально была изображена первая жена помещика и издателя Николая Струйского - Олимпиада Балбекова, умершая при родах.

Рентгенограмма, пролившая свет на "Портрет неизвестного в треуголке"
Рентгенограмма, пролившая свет на "Портрет неизвестного в треуголке"

В имении Струйского художник не единожды бывал, именно там и хранился этот портрет долгое время. А причина такой маскировки изображения первой жены, вероятнее всего, заключается в том, что помещик, собиравшийся жениться повторно, не хотел раздражать свою новую супругу. К слову сказать, вторая его супруга (портрет которой тоже писал Рокотов) смогла родить Струйскому аж восемнадцать детей, правда выжило из них только восемь. Добавлю, что о помещике этом ходили легенды (которые вошли в труды историка Ключевского) о том, что он был достаточно суровым хозяином и истязал своих крепостных. Но все это со слов его соседей, поэтому вполне возможно, что его просто оклеветали, так как он выделялся среди них своей любовью к издательскому делу, просвещению и искусствам.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #русская живопись #портрет #искусство #художник #картины