Найти в Дзене
Такое поведение

Руководящий контроль. Секрет № 4 из 7. Если ты..., то я

Оглавление
  • "Если ты уберёшь свои игрушки, то я включу тебе мультик";
  • "Если ты съешь кашу, то я дам тебе конфету";
  • "Если ты наведешь порядок в комнате, то я разрешу тебе пойти гулять".

Вот так лучше не говорить.

Почему?

Потому что это торг.

Рисунок Яны Гринблат с добавлением орнамента от автора блога
Рисунок Яны Гринблат с добавлением орнамента от автора блога

А торг в общем смысле подразумевает переговоры, в ходе которых продавец и покупатель обсуждают стоимость или условия сделки.

  • во-первых, такая формулировка провоцирует на то, чтобы вступить в пререкания с вами;
  • во-вторых, даёт ребёнку выбор участвовать или нет в этой сделке в зависимости от того как он оценит соотношение необходимых от него усилий и предложенной вами награды.

Если вы действительно хотите обсудить вопрос с ребёнком, то, конечно, такая конструкция будет уместна, но если вы таким образом подаёте инструкцию, то нет.

Что интересно, этот приём "Если ты..., то я..." - изначально может очень хорошо работать и служить быстрым способом получить от ребёнка то, что вам надо. Но!

Как это часто бывает, проблемы и ограничения могут появиться впоследствии. Как раз тогда, когда вы привыкните так говорить.

Поэтому поведенческие специалисты рекомендуют использовать другую конструкцию:

"Сначала..., потом..."

Кажется, что разница между "Сначала..., потом..." и "Если ты..., то я..." несущественная, но она чрезвычайно важна.

Сначала надо выполнить работу и выполнить её хорошо, и потом получить за это вознаграждение.

Бабушкино правило
Бабушкино правило

Эта конструкция хороша тем, что побуждает ребёнка выбирать желаемые типы поведения, потому что это в его же интересах. Но!

Важно! Такой приём будет работать, и работать очень хорошо только в том случае, когда подкрепление от вас бывает доступно часто и момент его появления непредсказуем.

О важности непредсказуемости в предоставлении поощрений подробно написано в статье "Устойчивость поведения или секрет владельцев казино". Пожалуйста, прочитайте её. Вы сделаете для себя удивительное открытие.

Пример с чаевыми

Размер чаевых, которые оставит посетитель, обычно определяется качеством обслуживания, и составляет значительную часть дохода официанта, не смотря на то, что далеко не все посетители считают нужным оставлять чаевые в принципе.

Официант знает, что только вы решаете какую сумму оставить в качестве чаевых, а сам он может повлиять на размер вознаграждения только своим качеством обслуживания.

А теперь представьте, что вы решили объявить официанту сумму своих чаевых ещё до начала заказа.

Хм...

Могу предположить, что это будет иметь хоть какой-то смысл лишь в том случае, если вы готовы превзойти все его ожидания и традиционные тарифы.

То же самое и с ребёнком.

Мы хотим, чтобы он знал, что в любой ситуации, когда он выбирает правильное поведение, он может рассчитывать, что мы будем рядом и у нас будет что-то, что доставит ему радость.

"Предоставьте ребёнку в течение дня сотни возможностей выбирать приемлемые типы поведения, основанные на ваших инструкциях, и незамедлительно подкрепляйте каждый такой правильный выбор", (Роберт Шрамм "Мотивация и подкрепление", стр. 150)

А для этого мы уже должны взять под контроль все те предметы и занятия, которые наш ребёнок был бы рад получить.

Теперь, поскольку у вас есть контроль над любимыми предметами и занятиями ребёнка, ему придётся приходить к вам, чтобы получить их от вас.

Вам же в этот момент останется лишь попросить его вначале что-нибудь сделать. Например,

  • положить что-то на место;
  • выключить телевизор;
  • более вежливо произнести просьбу;
  • поправить одежду;
  • присесть на стул;
  • и т.д.
  1. Начинайте с простых инструкций.
  2. Будьте осторожны, давая указания, для выполнения которых вы не сможете предоставить подсказку, потому что в таком случае вам придётся отказать ребёнку в его просьбе.
  3. Помните о важности предоставления социального подкрепления в том или ином виде после выполнения вашей инструкции:
  • похвалить;
  • поблагодарить;
  • пощекотать;
  • предложить "дать пять";
  • и многое другое.

Делается это с целью закрепить в сознании ребёнка, что выполнение ваших инструкций сопряжено с радостью и хорошими событиями.

И это был четвёртый шаг установления руководящего контроля.

Статьи о руководящем контроле и предыдущих шагах

Следующий шаг описан в статье:

Надеюсь, было полезно 👍

#прикладнойанализповедения #руководящий контроль #воспитание детей