Вам знакомо ощущение того, что здесь и сейчас вы и не работаете, и не отдыхаете?
Неприятное ощущение:
- и отдохнуть спокойно не дают - всё приходиться дёргаться по мелочам,
- и работой это не назовёшь, потому что нет погружения в конкретный процесс, а значит, нет результата.
Или бывает так:
- и на работу нет сил,
- и отдохнуть себе не разрешаешь, всё пытаешься выдавить из себя какой-то результат.
Оказывается, детям тоже знакомо это ощущение.
Я так пишу, как будто дети - это какой-то отдельный вид живых существ 😆
Чем же в этом вопросе могут помочь взрослые?
- Взрослым нужно уяснить для себя различие между временем обучения или работы и свободным временем.
- Взрослый должен сам принимать решение, когда ребёнок будет учиться, а когда у него будет свободное время, а ребёнок должен этот факт принять.
Для этого взрослым надо научиться с уважением относиться к свободному времени ребёнка.
Свободное время
Необходимо позволять заниматься теми вещами, которые доставляют радость. Разумеется в рамках приличий 😄
-------------
Небольшая сноска для родителей детей с РАС.
Если в своё свободное время ребёнок вовлекается в стереотипное поведение, возможно, он не знает какой приятной деятельностью он мог бы ещё сейчас заняться или у него нет к ней доступа.
Если вы можете предложить ему альтернативу, сделайте это.
Если не можете, то не заставляйте его прекращать ту деятельность, которая доставляет ему радость в свободное время.
-------------
Вне зависимости от того, как именно ребёнок хочет проводить своё свободное время, надо стараться организовать его день так, чтобы этого времени было не слишком много.
Не слишком много, но и не слишком мало. А то получится, как в старых добрых строках из стихотворения Агнии Барто:
"Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали".
Как всегда, исходим из возможностей и способностей конкретного ребёнка.
Зато в период обучения или работы вы должны быть непоколебимы.
Время обучения
- Никакого доступа к подкреплениям, если ребёнок уклоняется от обучения.
- Никакого доступа к подкреплениям, если ребёнок игнорирует ваши инструкции/задания или выполняет их неправильно.
- Можно использовать подсказки, если это необходимо для выполнения инструкции/задания, но они не должны подкреплять избегающее поведение ребёнка.
Когда ребёнок поймёт, что только правильное учебное поведение позволяет ему получить желаемое, он начнёт выбирать такие формы поведения быстрее и чаще.
Секрет
Не дёргайте детей во время их отдыха и свободного времени разного рода требованиями, и в то же время не давайте им возможность уклоняться от работы и требований в период времени обучения.
Всегда говорите то, что готовы сделать, и делайте то, что говорите.
И это была часть третьего шага установления руководящего контроля по Р. Шрамму.
Другая часть этого шага описана мною в статье:
Статьи о руководящем контроле и предыдущие шаги по его установлению
Продолжение здесь:
Надеюсь, было полезно 👍
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
#прикладнойанализповедения #ава-терапия #воспитаниедетей #детииродители #обществоилюди #семьяидети