Если вам кажется, что ваш ребёнок совсем отбился от рук и вы не можете его контролировать, то, скорее всего, так оно и есть...
Вы не можете его контролировать.
Проблема ли это? Совсем необязательно.
В конце концов, можно подождать пока ребёнок вырастет и съедет от вас.
Сложнее, если расти ему ещё долго и съехать он сможет не скоро.
А что, если не сможет никогда? Тогда совсем беда.
Выход из этой ситуации заключается в установлении руководящего контроля.
Как этот контроль установить? Об этом и поговорим.
Руководящий контроль
Засучив рукава, приступим к установлению контроля.
Сейчас, сейчас... Сейчас, как установим этот контроль!
Так... Что нам понадобится сделать...?
Следить за каждым его шагом?
Составить расписание, в котором будет учтена каждая минута?
Мм...
Нет!
Давайте для начала начнём контролировать доступные ребёнку мотивационные стимулы.
Хотя бы до такой степени, чтобы они просто под ногами не валялись.
Мотивационные стимулы - это всё то, что ваш ребёнок хотел бы получить:
- игрушки
- девайсы
- лакомства
- мультики
- развлечения
и тп.
Любая вещь, с которой ваш ребёнок любит взаимодействовать, и которая способна служить потенциальным подкреплением при проявлении им желательного поведения.
Это не значит, что ребёнок будет полностью лишён этих привлекательных объектов.
Наоборот!
У него всегда есть возможность получить их.
От вас.
Из злодея, который отвлекает от приятного своими неуместными, с точки зрения ребёнка, требованиями или просьбами, вы превращаетесь в человека, который в любую минуту может щедро выдавать ему предпочитаемые предметы.
Зачастую вообще без всяких условий, а иногда за выполнение простой просьбы или инструкции, но всегда имеет смысл обратить внимание, чтобы ребёнок убрал на место одни предметы, прежде чем вы предоставите ему доступ к другим.
Важно! Вы не можете лишить ребёнка доступа к жизненно важным для него вещам, таким как еда, одежда и даже смартфон.
Да, если смартфон это уже важная часть его жизни, то не можете.
Но вы можете определять какими будут эти предметы.
Невозможно дать универсальный совет для каждого случая о том, каким способом вы будете контролировать этот доступ.
Всё индивидуально. И требует внимательного изучения всей истории взаимодействия ребёнка и с вами, и с подкреплением.
Могу лишь описать, как это реализовано у меня.
Личный опыт
Больше всего сын любит мультики, игрушечные модели автомобилей и некоторые лакомства.
С мультиками всё просто. Посмотреть их можно только на моём ноутбуке, доступ к которому находится под паролем.
Для любимых игрушек у меня есть специальная коробка, которая стоит на верху стеллажа. Сын может попросить коробку целиком, а может попросить достать выборочные модельки.
В любом случае, если я заметила, что игрушка осталась без внимания, я тут же убираю её обратно в коробку. Сама убираю. С этими игрушками - не зазорно )))
На всякий случай, у сына есть ещё целая корзина старых игрушек, к которой доступ ему никто не ограничивает, но они ему уже и не интересны.
Что касается доступа к лакомствам, тут тоже всё просто. Прежде чем что-то взять сын сначала говорит мне о том, что он это хочет. А я могу, или сразу согласиться, или попросить подождать.
Как я этого добилась? Это не очень интересно. Гораздо интереснее, как я добилась того, что сын вообще стал есть эти лакомства, да ещё готов и работать за них. Но об этом не в этой статье.
Так что такое руководящий контроль?
Руководящий контроль - это ваша способность вызывать или “контролировать” реакцию ребёнка на ваши инструкции или присутствующие в окружающей среде стимулы.
Это ваша способность управлять поведением ребёнка путём подкрепления желательного поведения и формирования мотивации.
И это была статья про первый шаг к его установлению. Всего их семь.
Об остальных шагах поговорим в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Многие из этих шагов вы найдёте в рубрике:
Надеюсь, было полезно.
И спасибо, что дочитали. Я старалась для вас 👍
Статьи по теме: