С чем вы, как родитель, в большей степени ассоциируетесь у ваших детей?
с требованиями, проверками и трудностями
или
с играми, новым опытом и радостью
Как вы думаете?
Сочетание стимулов
Есть в прикладном анализе поведения (АВА) такое понятие как сочетание стимулов.
Сочетание стимулов - процедура, при которой одновременно предъявляются два стимула. Обычно многократно повторяемая. Часто приводящая к тому, что один из стимулов приобретает функциональные свойства другого.
Лучшие программы поведенческого вмешательства отводят процессу отождествления человека, который обучает ребёнка, с удовольствиями и подкреплением примерно 75% от всего времени общения.
75% - это три четверти.
Это три четверти удовольствий и радости, и лишь одна четверть требований.
Делается это для того, чтобы ребёнок воспринимал педагога как подкрепление. Чтобы возможность проводить время с ним была для него более предпочтительна, чем перспектива быть предоставленным самому себе.
Опирается этот процесс на мотивацию ребёнка, включает невербальное взаимодействие с ним и повествовательную речь.
Повествовательная речь
Это настолько интересная особа, что посвящаю ей отдельную главу.
Повествовательная речь сообщает ребёнку о ваших мыслях и чувствах, не требуя от него никакой реакции.
А теперь вдумайтесь, когда вы обращаетесь к ребёнку со словами:
"Привет! Как тебя зовут?" - это требование.
"Как прошёл день в школе?" - это требование.
"Как дела?" - это требование.
"Попробуй это", "Посмотри сюда", "Подойди ко мне" - это всё требования.
Делитесь с ребёнком своими мыслями и идеями, и не бойтесь показаться глупым и смешным.
Называйте предметы, озвучивайте свои и его действия и чувства.
Примеры:
- "Доброе утро, сынок. Ты моя улыбка! А я тебе водички принесла".
- "Привет! Как я рад тебя видеть! У меня сегодня был сумасшедший день. Готовлю ужин и никак не могу понять, достаточно ли соли?".
- "Какой большой красный мяч. Мы играем в мяч. Мне нравится играть с тобой! Это здорово!".
Наша цель
Доказать ребёнку, что с вами интересно.
Каждый эпизод общения с вами должен привносить в жизнь ребёнка новый опыт и радовать его, чтобы в дальнейшем он следовал вашим указаниям по собственному желанию и хотел проводить с вами как можно больше времени.
Период интересного времяпровождения с вами должен быть более продолжительным, а переключение между обучением (инструкциями) и развлечением должно происходить очень быстро, чтобы ребёнок не мог выбирать какой вид деятельности поддерживать, а какой - нет.
Единственное, что может выбрать ребёнок, - это участвовать в совместной деятельности с вами или остаться без подкрепления.
И это, на самом деле, будет второй шаг установления руководящего контроля по Шрамму.
Первый шаг описан здесь:
------------
Когда-то на консультации с поведенческим аналитиком меня спросили, чем вы любите заниматься вместе с сыном?
И я немного смутившись ответила, что мы любим вместе гулять и смотреть мультики.
На что она ответила, что это же супер-здорово! Обязательно продолжайте! Смотрите мультики вместе, иначе в какой-то момент он просто перестанет вас допускать к этому процессу.
Проводите время ВМЕСТЕ с вашими детьми, в том числе так, как хочется ИМ:
- Смотрите с ними ИХ любимые мультики.
- Слушайте ИХ любимую музыку.
- Обсуждайте темы, которые интересны ДЕТЯМ.
И читайте Роберта Шрамма "Мотивация и подкрепление", там очень подробно об этом написано.
----------------
Вам тоже кажется, что это слом стереотипа в воспитании детей?
Мне именно так и казалось, пока я не попробовала и не увидела результат.
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Давайте проводить эту работу вместе.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍
Третий шаг по установлению руководящего контроля описан в статье:
#ава-терапия #воспитаниедетей #воспитаниеребенка #семьяидети #отношениясдетьми #наукаиобразование