Найти тему
Такое поведение

Руководящий контроль. Секрет № 5 из 7. Про разные режимы похвалы

Оглавление

Человеческое поведение - это вещь, требующая очень тонкой настройки.

Чтобы сформировать нужное поведение мало просто хвалить за правильные реакции, нужно ещё использовать для этого разные режимы похвалы.

Что это за режимы такие и как их использовать в мирных целях - об этом и поговорим.

Поговорим вкратце. Ровно настолько, чтобы понять как это может помочь вам установить руководящий контроль, например, с вашим ребёнком.

В конце статьи для вас будет бонус с рассказом о том, как эти же знания используют в корыстных целях.

Похвала и подкрепление

Для человека, как и для Винни-Пуха, подкрепление это важно. Без него никуда.

Да-да, всё так!
Да-да, всё так!

Подкрепление лежит в основе всего, что мы делаем. Даже если это собственное чувство гордости за поступок или избегание неприятностей.

Дети быстро устанавливают связь между своим поведением и тем, что помогает им получить желаемое.

Задача взрослых - это отождествить себя с тем, что открывает вашему ребёнку доступ к подкреплению взамен на его желаемое поведение.

Похвала, как форма одобрения, служит хорошим подкреплением.

За такой наградой не надо далеко ходить. Её не надо заранее заказывать и покупать. Единственное, что требуется - это вовремя её предоставлять.

Всему своё время

Поведение наиболее восприимчиво к мгновенным последствиям, которое наступает буквально в первые несколько секунд после него.

Успеть за 30 секунд
Успеть за 30 секунд

Поэтому, когда мы только формируем нужное нам поведение, крайне важно заморочиться над тем, чтобы подкрепление с нашей стороны поступало как можно быстрее и каждый раз.

Каждый раз - это значит после каждой верной реакции. Поведенщики называют такой режим подкрепления постоянным (FR).

Делается это для того, чтобы быстрее научить ребёнка нужным нам реакциям, а вот дальше...

Суть секрета

Это может показаться невероятным, но учёные из области экспериментального анализа поведения выявили, что для того, чтобы поведение лучше закрепилось в репертуаре, его нужно подкреплять в переменном режиме (VR).

Переменный режим подкрепления (VR) - это когда подкрепляется уже не каждая реакция, а например, каждая вторая, или третья, или четвёртая.

Но самым сильным закрепляющим действием отличается переменный режим с непредсказуемым предоставлением подкреплений (VR-MS).

Это когда предоставление подкрепления невозможно просчитать заранее.

Сюрприз
Сюрприз

И что теперь с этим знанием делать?

Инструкция по применению

Краткая инструкция по тому какие режимы и когда лучше использовать.

  1. При обучении новому поведению используем постоянный режим подкрепления (FR). Реакция считается сформированной после того как ученик трижды продемонстрировал её правильно и самостоятельно.
  2. Три раза правильно - значит, переходим к переменному режиму (VR). Подкрепляем уже каждую вторую, или третью, или... пятую реакцию.
  3. После того как ребёнок уверенно демонстрирует желаемое поведение, переходим к смешанному режиму с непредсказуемым графиком (VR-MS).

Если вопросы с поведением сложные, то советую не заниматься "самолечением", а бежать за консультацией к поведенческому аналитику.

Ибо в этом вопросе, как и в остальных:

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Итак, я совсем краем прошлась по режимам подкрепления, и немного рассказала о том, как их можно использовать в мирных целях - на благо человечества.

А вот о том, кто и как использует эти режимы в корыстных целях можете почитать в моей статье:

Устойчивость поведения или секрет владельцев казино

Она правда интересная - моя гордость 👆

Надеюсь, было полезно.

Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 😊

Предыдущие шаги описаны в статьях:

Следующий шаг описан в статье: