Человеческое поведение - это вещь, требующая очень тонкой настройки.
Чтобы сформировать нужное поведение мало просто хвалить за правильные реакции, нужно ещё использовать для этого разные режимы похвалы.
Что это за режимы такие и как их использовать в мирных целях - об этом и поговорим.
Поговорим вкратце. Ровно настолько, чтобы понять как это может помочь вам установить руководящий контроль, например, с вашим ребёнком.
В конце статьи для вас будет бонус с рассказом о том, как эти же знания используют в корыстных целях.
Похвала и подкрепление
Для человека, как и для Винни-Пуха, подкрепление это важно. Без него никуда.
Подкрепление лежит в основе всего, что мы делаем. Даже если это собственное чувство гордости за поступок или избегание неприятностей.
Дети быстро устанавливают связь между своим поведением и тем, что помогает им получить желаемое.
Задача взрослых - это отождествить себя с тем, что открывает вашему ребёнку доступ к подкреплению взамен на его желаемое поведение.
Похвала, как форма одобрения, служит хорошим подкреплением.
За такой наградой не надо далеко ходить. Её не надо заранее заказывать и покупать. Единственное, что требуется - это вовремя её предоставлять.
Всему своё время
Поведение наиболее восприимчиво к мгновенным последствиям, которое наступает буквально в первые несколько секунд после него.
Поэтому, когда мы только формируем нужное нам поведение, крайне важно заморочиться над тем, чтобы подкрепление с нашей стороны поступало как можно быстрее и каждый раз.
Каждый раз - это значит после каждой верной реакции. Поведенщики называют такой режим подкрепления постоянным (FR).
Делается это для того, чтобы быстрее научить ребёнка нужным нам реакциям, а вот дальше...
Суть секрета
Это может показаться невероятным, но учёные из области экспериментального анализа поведения выявили, что для того, чтобы поведение лучше закрепилось в репертуаре, его нужно подкреплять в переменном режиме (VR).
Переменный режим подкрепления (VR) - это когда подкрепляется уже не каждая реакция, а например, каждая вторая, или третья, или четвёртая.
Но самым сильным закрепляющим действием отличается переменный режим с непредсказуемым предоставлением подкреплений (VR-MS).
Это когда предоставление подкрепления невозможно просчитать заранее.
И что теперь с этим знанием делать?
Инструкция по применению
Краткая инструкция по тому какие режимы и когда лучше использовать.
- При обучении новому поведению используем постоянный режим подкрепления (FR). Реакция считается сформированной после того как ученик трижды продемонстрировал её правильно и самостоятельно.
- Три раза правильно - значит, переходим к переменному режиму (VR). Подкрепляем уже каждую вторую, или третью, или... пятую реакцию.
- После того как ребёнок уверенно демонстрирует желаемое поведение, переходим к смешанному режиму с непредсказуемым графиком (VR-MS).
Если вопросы с поведением сложные, то советую не заниматься "самолечением", а бежать за консультацией к поведенческому аналитику.
Ибо в этом вопросе, как и в остальных:
Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.
Итак, я совсем краем прошлась по режимам подкрепления, и немного рассказала о том, как их можно использовать в мирных целях - на благо человечества.
А вот о том, кто и как использует эти режимы в корыстных целях можете почитать в моей статье:
Она правда интересная - моя гордость 👆
Надеюсь, было полезно.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 😊