Найти в Дзене
AUTOMPS

Сокращенный курс автомобилизма, доходчиво

«Автомобилем ныне в обиходе называют повозку, передвигаемую силой машины и не связанную с рельсовым путем». Цитирую «Сокращенный курс автомобилизма: строение автомобиля, пользование и уход за ним» - замечательную книжечку, изданную в 1923 году. Сегодня она становится весьма актуальна. Сразу прошу прощения за не лучшие фотографии: и печать не очень, и раскрывать книжку полностью нельзя – развалится. Как-никак, 99 лет уже.

Авторство инженера Рихтера.
Авторство инженера Рихтера.

КОГДА НЕТ АВТОПРОМА

Если вы забыли, что такое 1923 год, напомню: это был год фактического окончания гражданской войны, когда в июне на побережье Охотского моря капитулировали остатки белых войск колчаковского генерала Анатолия Пепеляева. И на этой волне поперло «осоветчивание» всего и вся. Николаевскую железную дорогу переименовали в Октябрьскую, создали спортивное общество «Динамо», утвердили герб СССР и так далее.

Повозка, передвигаемая силой машины и не связанная с рельсовым путем. «Все моторные повозки состоят из: тележки (Chassis), экипажной надстройки (Carosserie) и оборудования».
Повозка, передвигаемая силой машины и не связанная с рельсовым путем. «Все моторные повозки состоят из: тележки (Chassis), экипажной надстройки (Carosserie) и оборудования».

Промышленность пребывала в плачевном состоянии. И если в авиастроении наметились хоть какие-то проблески (основана авиакомпания Аэрофлот, поставлен на крыло АНТ-1 Андрея Туполева, совершил первый полет истребитель И-1 Николая Поликарпова с американским двигателем Либерти), то с автомобилями всё было из рук вон плохо. Автопрома не было от слова совсем. Страна была практически полностью «гужевой».

Передняя ось.
Передняя ось.

Чтобы хоть как-то разруливать ситуацию, в 1922 году постановлением правительства государственным учреждениям и даже частным лицам разрешили приобретать за границей и ввозить в СССР автомобили и автомобильное оборудование. Для закупок автомобилей за рубежом даже создали Автотранспортное торгово-промышленное акционерное общество (Автопромторг), которое обзавелось конторами, складами, гаражами и мастерскими во многих регионах и занималось организацией перевозок грузов и пассажиров. 

Схематическое изображение управления в сравнении с конным экипажем.
Схематическое изображение управления в сравнении с конным экипажем.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Литература по автомобилям тоже была наперечет – ее практически не издавали. Либо бесконечные лозунги типа «Даешь автомобиль!», либо инструкции по эксплуатации. Издавались небольшими тиражами адаптированные перепечатки еще дореволюционных изданий, но их было наперечет. И вдруг – интересная книга!

Немецкий автор инженер Рихтер довольно подробно, но вполне доходчиво объясняет устройство автомобиля: рамы, осей, рессор, рулевого управления.
Немецкий автор инженер Рихтер довольно подробно, но вполне доходчиво объясняет устройство автомобиля: рамы, осей, рессор, рулевого управления.

Но странно: напечатана она в Берлине и не залитована (не утверждена надзорным органом, которым был Главлит). И вообще – никаких опознавательных советских знаков! А всё потому, что это эмигрантское издание.

Передняя ось "Адлера".
Передняя ось "Адлера".

В те годы в Германии было несколько десятков русскоязычных издательств. Одно из них – «Товарищество Гликсман». Издательство Давида Гликсмана печатало разные книги на русском языке - медицинские, литературу по естествознанию и техническую. В том числе – автомобильную. Всё это было рассчитано на большую русскую диаспору, но некоторые экземпляры (как и мой) все-таки попадали в СССР частным путем. 

Внутрення сторона винтового управления.
Внутрення сторона винтового управления.

ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО

Фактически, это перевод на русский книги немецкого инженера Иоанна Рихтера. На некоторых рисунках даже остались немецкие надписи, расшифровка которых дана в конце книги. Поскольку Рихтер написал книгу в 1920 году, то три года спустя она не несла ничего нового, но весьма интересна по двум причинам.

Рулевое управление.
Рулевое управление.

Во-первых, интересен именно немецкий подход к краткому описанию и устройству автомобиля. Во-вторых, в русском языке многих автомобильных терминов не было в принципе – и издатели в Германии, фактически, придумывали их на ходу. Cлог весьма необычен - чувствуются и трудности перевода, и сложности адаптации терминов к русскому языку. 

Ход поршня.
Ход поршня.

Например, начинается всё с краткой истории про Бенца и Даймлера, а потом выдается такой перл:

«В следующий период Франция, стоявшая тогда на высокой спортивной ступени, приняла водительство в усовершенствовании автомобилей и только после долголетней деятельности среднеевропейского союза моторных повозок удалось, путем выставок и учреждением спортивных обществ, пробудить интерес немцев настолько, что с 1905 года Германия начинает руководящую роль в автомобильной промышленности».

Наш двигатель есть поршневая машина.
Наш двигатель есть поршневая машина.

Короче, немцы были молодцы, не упустили инициативу (уже поэтому такая книга не могла быть напечатана в СССР) и начали делать разнообразные автомобили:

Нижняя часть моторной коробки.
Нижняя часть моторной коробки.
Коробка.
Коробка.

«Имеются уже малые автомобили городские прогулочные, т.е. с незначительной моторной силой, автомобили для путешествий - большой моторной силы; бывают на два сиденья и прогулочные на семь лиц».

Цилиндр
Цилиндр

ХОД СГУЩЕНИЯ

Затем автор постепенно раскрывает саму сущность автомобиля, его устройство:

«Все моторные повозки состоят из: тележки (Chassis), экипажной надстройки (Carosserie) и оборудования».

Забавно, да? Немецкий автор употребляет французские термины (Chassis, Landaulet, Limousine), а затем всё это переводится на русский. Автор вполне справедливо утверждает, что «тележка есть самая важная часть и составляет собственно автомобиль». И довольно подробно, но вполне доходчиво объясняет устройство автомобиля: рамы, осей, рессор, рулевого управления. Вспоминаю тугие советские учебники: в них всё тоже самое было сказано настолько убогим техническим языком, что эта книжечка даст им сто очков вперед:

А как вам термин «ход сгущения»? Подсказываю: это про двигатель. Догадались? Это ход сжатия! )) Ход всасывания – тоже понятно о чем )))
А как вам термин «ход сгущения»? Подсказываю: это про двигатель. Догадались? Это ход сжатия! )) Ход всасывания – тоже понятно о чем )))

«Во всякой повозке оси играют важнейшую составную часть. Так как до сих пор мы привыкли переднюю ось устраивать вращающейся под экипажем, она в автомобиле не вертится, а неподвижно соединена с рессорами и прогонами рамы. Это так называемое управление по системе Аккермана».

И тут же – рисуночек, чтобы понятно было. (см.выше).

-15

МАХОВИЧЕК

Продолжаем улыбаться, читая про рулевое управление:

«Перед шоффером мы видим маховичек на половине высоты его груди; маховичек вращается и на нем рычаги для регулирования мотора. Этот маховичек состоит из металлического колесного центра (ступицы с четырьмя спицами) и деревянного обода».

Вентили над цилиндрами.
Вентили над цилиндрами.

Короче говоря, занимательная книжечка из тех времен, когда писали «шоффер», «тормаза» и «маховичек». Если бы у меня была авторская радиопрограмма, я отводил бы отдельное время на то, чтобы из таких книжечек зачитывать избранные отрывки. А можно и викторины устраивать. Что такое «уравнительный аппарат»? Оказывается, это дифференциал. Газогенератор - карбюратор. Зажигалка - свеча. А что такое «килоуатт»? Думаю, тоже понятно)))

Поэтому я даю не только иллюстрации из книжки, но и кусочки текста – интересно почитать!

Как видим, бороться с расходом топлива не так просто.
Как видим, бороться с расходом топлива не так просто.

У НИХ И У НАС

Коротенькая глава отведена действующим в Германии законам и предписаниям. В частности, говорится: 

«Езда в автомобилях регулируется Имперским законом от 3 мая 1909 года. Каждый автомобиль особо должен быть испытан властями и допущен к передвижению».

Вы поняли, да? Система сертификации))) Кроме того, уже тогда действовало распоряжение по хранению огнеопасных веществ и строительные правила для гаражей. Ну и налоги, куда же без них. Была прогрессивная подать:

За колеса – 10 марок

За автомобили до 6 сил – 25 марок и 2 марки за дальнейшие л.с.

За автомобили до 10 сил – 50 марок и 3 марки за дальнейшие л.с.

За автомобили до 25 сил – 100 марок и 5 марки за дальнейшие л.с.

В СССР тем временем подумывали о возрождении заброшенного дела братьев Рябушинских – сборке автомобилей Fiat 15Ter, которые как бы начали выпускать в 1924 году под именем АМО-Ф15. Чтобы задобрить итальянцев, от которых получили немалую долю чертежей, завод даже переименовали в Завод АМО имени Пьетро Ферреро, итальянского боевика и профсоюзного деятеля. 

«Как бы» - потому что старт был чисто символическим, к празднику (вот когда это начиналось-то!). Затем полгода шли испытания машин и подготовка производства. В 1925 году сделали всего-то 113 машин, в 1926 году – 342 машины. Имя Пьетро Ферреро к тому времени из всех документов вымарали, а еще через пять лет завод переименовали в Завод имени Сталина. Дальнейшее вы знаете.

Bosch кажется был всегда.
Bosch кажется был всегда.
Откуда берется пламя в зажигалке (свече) цилиндра.
Откуда берется пламя в зажигалке (свече) цилиндра.
Зажигалка.
Зажигалка.
Эскиз замыкания.
Эскиз замыкания.
"По обоим сторонам подшипников распределительного вала находятся маленькие открытые сосудики, подхватывающие разбрызганное масло, которое отсюда течет по подшипникам".
"По обоим сторонам подшипников распределительного вала находятся маленькие открытые сосудики, подхватывающие разбрызганное масло, которое отсюда течет по подшипникам".
Продольный разрез сцепления и промежуточный шарнир.
Продольный разрез сцепления и промежуточный шарнир.
Попробуйте сами разобраться)))
Попробуйте сами разобраться)))
Коробка передаточного механизма с тормозным барабаном.
Коробка передаточного механизма с тормозным барабаном.
Повозка с большой скоростью должна хорошо тормозить.
Повозка с большой скоростью должна хорошо тормозить.
Способ действия уравнительно аппарата (дифференциала). Внутренние колеса идут по меньшему пути, у внешних путь больше.
Способ действия уравнительно аппарата (дифференциала). Внутренние колеса идут по меньшему пути, у внешних путь больше.
Должно быть обеспечено точное одновременное торможение обоих колес.
Должно быть обеспечено точное одновременное торможение обоих колес.
Правильно выбранное давление воздуха имеет огромное значение для продолжительности службы шин.
Правильно выбранное давление воздуха имеет огромное значение для продолжительности службы шин.
Континенталь конечно и в наши дни есть Континенталь - построил завод в России.
Континенталь конечно и в наши дни есть Континенталь - построил завод в России.
Как известно, порядок бьет класс. В этой книге и класс и порядок.
Как известно, порядок бьет класс. В этой книге и класс и порядок.

Материал подготовил Максим Кадаков.

#устройствоавтомобиля #легковойавтомобиль

#автомобилизация #автопром #автопромросси

-

Авто
5,66 млн интересуются