Найти тему
Петр Власов

1МВ. Асы истребителей «Альбатрос»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Как это ни странно, но выделить из общего числа германских асов 1-й мировой войны лучших асов именно истребителя «Альбатрос» довольно сложно (хотя на этом популярном и массовом самолете летали чуть ли не все немецкие пилоты-истребители). Дело в том, что в кайзеровской авиации истребительные отряды комплектовались «сборной солянкой» техники - в эскадрильях одновременно состояли на вооружении истребители самых разных фирм. И каждый летчик имел возможность выбрать для вылета ту машину, которая ему больше нравилась, или по своим качествам лучше всего подходила для выполнения полученного задания. Таким образом, один и тот же пилот мог за день совершить вылеты на нескольких типах аэропланов. Кроме того, многие «высшие» асы, добившиеся большого количества побед, в конце войны летали уже на других, более совершенных истребителях. Поэтому сегодня очень трудно вычислить немецких асов какого-то определенного типа самолетов.

Тем не менее, исходя из информации о крайней популярности и распространенности «Альбатросов» среди немецких пилотов в 1916 – 1917 гг., из-за чего многие предпочитали летать именно на этой машине, автор данной статьи выбрал тех летчиков, которые получили высшую награду Германии (орден «Pour le Merite») в указанный период. При этом из числа награжденных выбирались те пилоты, кто на момент получения «Голубого креста» точно летал на «Альбатросе»…

RICHTHOFEN Lothar, брат «Красного барона» - 26 побед на «Альбатросах» (из общих 40 побед)

-2

Лотар барон фон Рихтхофен (1894 – 1922) вступил в 1-ю мировую войну лейтенантом 4-го драгунского полка, и в составе этой кавалерийской части воевал до конца 1915, пока не перевелся в авиацию. В течение 1916 года Лотар служил наблюдателем в бомбардировочной эскадрилье KG-4, а потом прошел переподготовку на пилота, и в марте 1917 был зачислен в Jasta-11, которой командовал его брат Манфред. Встретив брата, знаменитый «Красный барон» тут же передал ему свой проверенный в полетах «Альбатрос» D.III.

Слава брата не давала Лотару покоя, и он с первых дней пребывания в эскадрилье изо всех сил стремился догнать Манфреда в результативности. Для этого Лотар при любом подвернувшемся случае бросался в атаку, не считаясь с количеством противников. Первую победу Лотар одержал уже через двенадцать дней после прибытия в часть: 28 марта он уничтожил британский двухместный FE.2b. За апрель жаждущий славы начинающий истребитель «завалил» еще 15 вражеских самолетов, и руководство посчитало, что свежеиспеченный «каноне» со знаменитой фамилией вполне «созрел» для командной должности. В результате в начале мая Лотар, ставший летчиком всего полтора месяца назад, был назначен заместителем командира 11-й эскадрильи.

Производство в командиры младший фон Рихтхофен отметил выдающимся боем в рыцарском духе «один на один»: 7 мая в лобовой атаке он уничтожил самого успешного на тот момент аса Великобритании - Альбера Болла (47 побед). А 13 мая Лотар одержал уже 24-ю победу, выйдя на седьмое место «рейтинга» германских асов – и это всего через два месяца после окончания летной школы! Манфред, почувствовавший в лице брата конкурента на звание «лучшего аса Германии», отнесся к прыти Лотара ревниво, обозвав его «Мясником» (уж «чья бы корова мычала…»)

Альбер Болл, самый успешный британский ас на начало 1917 г., стал жертвой Лотара фон Рихтхофена
Альбер Болл, самый успешный британский ас на начало 1917 г., стал жертвой Лотара фон Рихтхофена

Видимо, англичане почувствовали обеспокоенность «Красного барона», и «пошли ему навстречу»: в тот же день Лотар получил тяжелое ранение пулей с земли - прямо в зад! Это ранение надолго отправило «Мясника» в госпиталь; лежа на больничной койке, Лотар и получил высшую награду асов – крест «Pour le Meritе».

Лишь в конце сентября 1917 младший фон Рихтхофен вернулся в свою эскадрилью. И его тут же назначили командиром Jasta-11 – ведь Манфред к тому времени пошел на повышение, заняв должность командира JG-I (целого авиаполка). Однако стремление Лотара догнать и обогнать в успешности своего брата вновь заставляло младшего Рихтхофена «очертя голову» лезть в любую заварушку, в результате чего Лотар вскоре опять оказался на больничной койке, успев одержать еще только 2 победы. Вновь к руководству Jasta-11 этот горе-командир, который не столько руководил своими подчиненными, сколько гонялся за победами, вернулся в середине февраля 1918. К этому времени Jasta-11 уже пересела с «Альбатросов» на верткие Фоккеры Dr.I; вот и Лотар дальнейшие вылеты совершал уже на машинах других типов. Таким образом, счет Лотара на «Альбатросах» составил 26 побед.

Однако на «Триплане» младший Рихтхофен воевал недолго: всего два дня (успел одержать 3 победы), после чего опять угодил в госпиталь. Правда, на этот раз не из-за собственной безрассудной сверхактивности, а по вине техники: во время полета на его Dr.I оторвалось крыло (типичный дефект для этого типа машин), и чудом оставшийся в живых летчик вновь на пять месяцев «загремел» на больничную койку…

Обер-лейтенант Лотар фон Рихтхофен вернулся в Jasta-11 только в середине июля, уже после гибели его брата. Однако смерть «Красного барона», остановившая его победный счет, так и не помогла младшему Рихтхофену обогнать Манфреда. За два месяца боевых вылетов Лотар успел одержать еще 11 побед, а 12 августа он вновь с тяжелым ранением выбыл из строя – уже до самого окончания войны…

Всего за время участия в боях (фактически «наскоками» - он больше времени провел в госпиталях, чем в кабине истребителя) Лотар фон Рихтхофен одержал 40 побед (из них 26 – на истребителях «Альбатрос»).

BUCKLER Julius - не менее 30 побед на «Альбатросах» (из 35 общих побед)

-4

Юлиус Бюклер (1894-1960) в нале войны был пехотинцем. В боях был тяжело ранен и комиссован, как непригодный к службе. Тогда Юлиус записался добровольцем в авиацию (напомню, что тогда воздушная служба считалась легкой – ведь «летчик воюет, сидя в кресле»). Около года он летал наблюдателем в разведывательной авиации, а после переучивании на пилота вице-фельдфебель Бюклер получил в ноябре 1916 года назначение в эскадрилью Jasta-17, сражавшуюся по Верденом. В составе этой части Юлиус Бюклер и воевал весь 1917 год, летая на истребителях «Альбатрос» D.III, имевших у него личные названия «Lilli» и «Mops». Несмотря на то, что в течение этого года он был четырежды ранен, Юлиус неуклонно наращивал свой счет. К ноябрю он одержал 30 воздушных побед, за что Бюклер был произведен в офицеры и награжден высшим орденом Пруссии – крестом «Pour le Meritе». Правда, офицерские погоны и орден Юлиус получал на госпитальной койке после очередного ранения…

В мае 1918 Бюклер вновь был ранен – в пятый раз, и опять надолго вышел из строя. После возвращения из госпиталя лейтенант Бюклер был назначен командиром своей Jasta-17; в этой должности он и завершил войну, доведя к ее концу свой счет до 35 побед. На каких типах самолетов летал Бюклер в 1918 году, мне неизвестно; поэтому здесь я указал «альбатросовскими» лишь 30 побед, так как весь 1917 год он летал на истребителях только этого типа.

ALLMENRODER Karl - 30 побед на «Альбатросе»

-5

Карл Алльменродер (1896-1917) в начале войны сражался в рядах артиллерии на Восточном фронте; в 1915 был произведен в офицеры. В 1916 перешел добровольцем в авиацию; после обучения полгода летал на двухместном разведчике, а в ноябре 1916 добился перевода в истребители. Был направлен в Jasta-11 Манфреда фон Рихтхофена. Подражая своему кумиру «Красному барону» Карл выкрасил свой персональный «Альбатрос» D.III в красный цвет. Первую победу лейтенант Алльменродер одержал только через три месяца после прибытия в эскадрилью – в феврале 1917 г.; вторую – в марте. Но затем дело пошло быстрее: к концу весны на счету Карла числились уже 22 сбитых вражеских аэроплана; а за июнь Алльменродер довел свой счет до 30 побед, и был награжден крестом «Pour le Merite». Однако на этом карьера аса и завершилась. Утром 27 июня в воздушном бою Алльменродер получил смертельное ранение; он еще смог посадить истребитель прямо на месте своего последнего боя – на ничейной полосе между английскими и немецкими окопами; однако выбраться из кабины у него уже сил не хватило. Ночью германские солдаты забрали его тело…

Все 30 побед Карла Алльменродера были одержаны им на красном истребителе «Альбатрос» D.III – подражая Манфреду фон Рихтхофену, Алльменродер летал только на этом типе самолета.

SCHAFER Karl Emil - около 30 побед на «Альбатросе» (из общих 30 побед)

-6

Карл Эмиль Шафер (1891-1917) в момент начала войны находился... в Париже! Тем не менее, после объявления войны он ухитрился бежать из враждебного государства и вернуться в Германию. Уже в сентябре 1914 унтер-офицер егерского полка Шафер за героизм на поле боя был награжден Железным крестом 2-го класса и повышен в звании до вице-фельдфебеля. Однако вскоре тяжелое ранение отправило Карла на полгода в госпиталь. В мае 1915 вернувшийся в свой полк Шафер был произведен в офицеры; а вскоре после этого он изъявил желание продолжить службу в авиации.

В июле 1916 года завершивший обучение летному делу лейтенант Шафер прибыл на Восточный фронт, в бомбардировочное подразделение KG-3. В январе 1917 KG-3 перебросили на Западный фронт; и здесь при нем сформировали истребительное отделение Kasta-11 - для прикрытия бомбардировщиков от атак вражеских истребителей. Шафер перешел в Kasta, «оседлав» устаревший к тому моменту истребитель «Альбатрос» D.II. «Двойки» были подержанными - их передали бомбардировщикам из эскадрильи, получившей новейшие «тройки». На этом «старичке» Шафер и сбил 22 января французский «Кодрон». Первая в жизни воздушная победа окрылила летчика, и он стал добиваться перевода из бомбардировочной авиации в истребительную.

В конце февраля Шафера направили в Jasta-11 Манфреда фон Рихтхофена. Под руководством «Красного барона» Карл быстро освоил тактику воздушного боя, и уже к концу апреля 1917 довел свой счет до 22 воздушных побед. За это его наградили орденом «Pour le Merite» и назначили командиром Jasta-28.

4 июня Шафер сбил бомбардировщик DH-4, который стал его последней, 30-й победой, А на следующий день, 5 июня 1917 г., Карл Эмиль Шафер погиб в воздушном бою: он был сбит в схватке с двухместными британскими истребителями FE.2d из 20-й эскадрильи.

Известно, что кроме истребителей «Альбатрос» лейтенант Шафер летал так же на малосерийном Сименс-Шуккерт D.IV (было изготовлено всего 44 самолета). Поэтому утверждать, что все его победы были «альбатросовскими», невозможно. Однако учитывая, что Сименс-Шуккерт имел более низкую маневренность, чем «Альбатрос», и (главное) его двигатель был очень ненадежен, часто отказывал, смею предположить, что Шафер совершил на этой машине всего пару-тройку полетов. И из-за недостатков этого самолета он вряд ли добивался на нем побед...

VOSS Werner - 34 победы на «Альбатросе» (из общих 48 побед)

-7

В начале войны 17-летний Вернер Фосс (1897-1917) вступил в гусарский полк и принял участие в боях на Восточном фронте. В августе 1915 г. Фосс, ставший к тому времени унтер-офицером и кавалером Железного креста 2-й степени, добровольно перевелся в авиацию. Пройдя обучение в авиашколе, Вернер с февраля 1916 года летал на разведывательных самолетах, а потом – на бомбардировщиках. В ноябре 1916 г. произведенный к тому времени в офицеры Фосс перешел в истребительную эскадрилью Jasta-2, которая первой в германской авиации получила на вооружение истребители «Альбатрос». Став истребителем, Фосс начал быстро набирать победный счет, и уже в апреле количество его жертв перевалило за двадцать. Тогда-то шею юного пилота и украсил крест »Pour le Merite». А к тому моменту, когда в июле 1917 20-летний Фосс был назначен командиром Jasta-10, на его счету было уже 34 сбитых самолета. На этом счет «альбатросовских» побед Фосса завершился: в Jasta-10 он пересел на новейший, более прочный истребитель Пфальц D.III, превосходивший «Альбатроса и в горизонтальном, и в вертикальном маневрах. Все дальнейшие победы Фосса связаны с Пфальцем и трипланом Фоккером Dr.I, поступившим в Jasta-10 в сентябре. На них Вернер одержал еще 14 побед, пока сам не был сбит 23 сентября 1917 г. в одиночной схватке против двух звеньев британских истребителей, за штурвалами которых находились шесть асов!

Общий счет Вернера Фосса составил 48 побед, и на момент своей гибели Фосс занимал по результативности второе место в кайзеровской авиации после Манфреда фон Рихтгофена...

1МВ. «Альбатрос» - грозная птица кайзера

Другие статьи канала по теме «Асы 1-й мировой войны»:

«Поль Д'Арджефф» - российский авиатор

Один бой «Убийцы аэростатов»

Дни славы будущего военного преступника

СХВАТКА АСОВ: Манфред фон Рихтгофен против Лэно Хокера

1МВ: тройка самых результативных русских асов

1МВ: тройка лучших асов Великобритании

Асы 1МВ: тройка лучших тевтонцев

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.