Эрлинг Кагге — первый в мире человек, покоривший «три полюса»: Северный, Южный, и Эверест. Путешественник, исследователь, философ и автор нескольких международных бестселлеров, переведенных на 38 языков.
Люблю ходить, гулять, но не очень прониклась книгой. Ниже выдержки из книги, имеющие смысл для меня.
Зачем ходить, если можно ехать?
Я всегда произносил знаменитую фразу: «Движение — это жизнь». Когда человек много ходит, его память становится острее, артериальное давление снижается, а иммунная система укрепляется. Но каждый раз, говоря это, я чувствовал, что это лишь половина правды.
Когда я отправляюсь в поход или просто на прогулку, всё вокруг словно замедляется; мир кажется более мягким, и на какое-то время я отвлекаюсь от забот, бытовых и рабочих проблем, чтения рукописей. Я свободный человек, хозяин своего времени.
Ходьба расширяет время
Когда вы мчитесь на машине в направлении горы, а живописные озерца, склоны, скалы, мшистые болота и деревья проносятся по обеим сторонам мимо, жизнь словно съеживается, становясь короче. Вы не замечаете ни ветра, ни запахов, ни погоды, ни меняющегося света. Ваши ноги не чувствуют боли. Всё вокруг кажется одним большим расплывчатым пятном.
Более того, с увеличением темпа движения съеживается не только время, но и ощущение пространства. Внезапно вы оказываетесь у подножия горы. Даже чувство дистанции куда-то девается. Стремительно проделав столь долгий путь, вы можете почувствовать, что в пережитом вами опыте нет ровным счетом ничего особенного. Хоть я очень сомневаюсь, что это так.
А вот если вы проходите тот же маршрут пешком, потратив на это не полтора часа, а целый день, дыша полной грудью, слушая звуки, чувствуя под ногами землю, напрягая силы, этот день становится незабываемым.
Принято считать, что меньше всего двигаются люди, которые сидят в тюрьмах. Но это было бы слишком просто. Оказывается, три четверти английских детей проводят на свежем воздухе меньше времени, чем заключенные в этой стране; каждый пятый маленький британец в основном находится в помещении весь день; каждый девятый ребенок ни разу за год не был в парке, в лесу или на пляже. Дети проводят время преимущественно в помещении перед экранами гаджетов.
Люди, которые любили ходьбу
Когда греческий философ Диоген столкнулся с идеей, что движения не существует, он сказал: «Solvitur ambulando», что в переводе означает «это решается ходьбой». И отправился бродить по Афинам и общаться с людьми.
Чарлз Дарвин ходил на прогулку дважды в день и имел собственный «путь для раздумий». А Сёрен Кьеркегор, как и Сократ, был городским уличным философом. Он обычно бродил по Копенгагену. «Свои лучшие мысли я вы́ходил», — утверждал он. Задав интересующий его вопрос, Кьеркегор приобнимал собеседника за плечи и следовал за ним, пока не получал ответа, после чего опускал руку и продолжал путь в одиночестве. А затем шел домой, куда почти не пускал посторонних, и описывал полученные на улице впечатления.
Когда что-то не ладилось с работой, Альберт Эйнштейн имел обыкновение сбегать в окружающий Принстон лес, а Стив Джобс, планируя развить и расширить новые идеи, шел на прогулку с коллегами. Кстати, многие из его преемников в Кремниевой долине переняли этот опыт и сегодня проводят совещания и встречи на свежем воздухе в надежде достичь желаемого эффекта. И знаете, это действительно работает.
В 2014 году исследователи Стэнфордского университета обнаружили, что 6–15-минутная ходьба на 60 процентов повышает творческий потенциал человека по сравнению с теми, кто это время сидел.
Пешие прогулки и походы — это умение наслаждаться простыми вещами.
Чем они длительнее, тем важнее путешествовать налегке. И это вполне естественно. Даже отправляясь в воскресный поход, я предпочитаю брать с собой только самое необходимое: термос, немного еды да запасной свитер. Но, признаюсь, мне потребовались годы, чтобы понять, что один крошечный кусочек шоколада намного вкуснее целой плитки.
Хорошенько прогуляться на лоне природы, а потом, устав, найти тихое местечко, чтобы немного поваляться и отдохнуть, — один из самых восхитительных опытов, которые только можно испытать. Просто лежать и смотреть на уходящие в небо деревья и расслабляться. В 1982 году японцы дали этому занятию название — shinrin-yoku, что в переводе означает «купание в лесу». Сегодня уже признано всеми, что этот вид терапии — лесотерапия — отлично успокаивает нервы.
Последние несколько лет ученые из Университета Чиба изучали как физическое, так и психологическое воздействие деревьев. Исследование показало, что «купание в лесу» эффективно снижает стресс и кровяное давление.
«Мы созданы так, чтобы органично вписываться в природную среду», — объясняет Есифуми Миядзаки, директор Центра окружающей среды, здоровья
и естественных наук при Университете Чиба.
Гомо сапиенс не изобретал прямохождения. Все было наоборот. Ко времени появления этого биологического вида наши предки, австралопитеки, ходили на двух ногах уже более двух миллионов лет. Но факт остается фактом: всё, что мы умеем и делаем сегодня и что превозносит нас над другими видами, можно проследить до того момента, когда мы начали ходить на двух ногах.
Если бы гомо сапиенс не стал прямоходящим видом, мы давно вымерли бы или жили бы как другие животные. Возможно, ползали бы по земле и у нас не было бы никаких языков общения.
Умение ставить одну ногу перед другой — вот что нас изобрело.
В санскрите с ходьбой сравнивается
не только время, но и знание — gati. В норвежском языке такая метафора тоже прослеживается, как в некоторой мере и в английском. Норвежцы говорят, что должны gjennomgått что-то, что буквально означает «пройти через что-либо», но это выражение в норвежском, как и в английском языке, имеет и переносный смысл. «Пройти через что-либо» подразумевает не только переместиться с места на место, но и познать что-то на собственном опыте.
На санскрите было правило sarve gatyarthā jñānārthāś са, которое гласит:
Всё, что означает «ходить», также означает «знать» 🥚