Найти в Дзене

Какое чувство управляет большинством наших действий и в мелочах, и в масштабе всей жизни

Оглавление

В одном из экспериментов, проведенных под руководством Курта Левина, человеку давали 18-20 заданий, из которых 10 в случайном порядке прерывались (их не давали довести до конца под разными предлогами).

Курт Левин - выдающийся психолог
Курт Левин - выдающийся психолог

Сами задания представляли собой нетрудные задачи:

  • вылепить из пластилина собаку,
  • сложить мозаику по схеме,
  • нарисовать домик и т. п.

После того как все 20 заданий были выполнены испытуемым (10 не до конца), ему говорили, что эксперимент окончен.

Но что-то мешало человеку уйти: он мялся, тянул время, а потом вдруг говорил экспериментатору:

  • "Дайте-ка мне долепить собаку".
  • "А можно я дорисую домик?"
-2

Что делали психологи и почему они не давали человеку долепить собачку?

А началось всё с похода в кафе.

Курт Левин сидел со своими студентами в кафе и обсуждал эксперименты.

Неожиданно он подзывает официанта и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, вон в том углу сидит парочка — что они заказали у вас?»

Официант, даже не посмотрев в свой блокнотик, отвечает: «Это и это».

Часто у психологов развита повышенная наблюдательность и они обращают внимание на всякие "мелочи". Почему официант не заглянул в свой блокнотик? Феноменальная память?

К. Левин захотел его проверить и спросил - хорошо, а что тогда заказывали люди за тем столиком?

Они уже расплатились и уходили.

Официант явно сосредоточился, напрягся и не смог сказать, стал искать записи.

Это ещё больше удивило Левина. Считалось, что чем больше контактируешь с каким-то материалом, чем больше повторов, тем лучше что-то запоминается.

А здесь было в точности наоборот:

  • официант НЕ помнил заказ, с которым контактировал очень много (принимал его, выносил блюда, составлял чек, принимал оплату),
  • но помнил заказ, который только что был единожды озвучен.

И стали придумывать экспериментальные ситуации, в которых людям под самыми разными предлогами не давали завершать задание.

Первые попытки были довольно просты:

  • в процессе работы над заданием к испытуемому подходил психолог и чуть ли не силой забирал материал, говоря "а вот теперь сделайте это".

Психолог не убирал материал первого задания далеко и как бы случайно закрывал его газетой.

В тот момент, когда испытуемый заканчивал выполнять второе задание, психолог делал вид, что сосредоточенно пишет, и не обращал внимание на завершение работы.

-3

Тогда, немного посидев в замешательстве, испытуемый вытаскивал из под газеты незавершенное первое задание и доделывал его.

Зачем взрослому, серьезному человеку непременно нужно дорисовать домик??

-4

А тяга к завершению действий определенно была!

Но почему?

Эти задания ничего в жизни не решали, чтобы тратить на них хоть каплю своей энергии!
Тем более, странно искать способ их завершить через просьбы к психологу, проводившему эксперимент.

Стали исследовать дальше и думать: хорошо, человек непременно хочет завершить действие, а что он помнит лучше?

Помнит ли он лучше НЕзавершенное действие, даже если меньше с ним контактировал, меньше времени его решал?

Придумали простейшие и даже почти нелепые для взрослого человека задания, к примеру:

  • сложить определенную фигуру из спичек,
  • нанизать бусы,
  • вырезать из бумаги спираль,
  • слепить коробочку из картона,
  • обратный счет (письменно),
  • нарисовать вазу,
  • из бумаги сложить фигурки,
  • умножить трехзначные числа,
  • из проволоки сделать фигурку,
  • решить кроссворд,
  • составить ландшафт (испытуемым даются деревья, животные, люди, дома из цветного картона)
  • и т.п.
Инструкция:
"Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее".

Проведение эксперимента потребовало от психологов особого актерского мастерства!

Если прервать выполнение 1 задания ещё и можно было довольно естественно, то 10 из 20 заданий прервать было сложно ))

Блюма Зейгарник (ученица К. Левина, проводившая эксперименты), так описывала проблемность реализации замысла:

"Следует отметить, что проведение подобного рода эксперимента наталкивалось на ряд трудностей.
Прежде всего, было очень сложно прервать большое число заданий (9-10) так, чтобы у испытуемого не сложилось впечатления о «сумбурном» характере экспериментальной ситуации.
Вначале так и было.
Испытуемые с недоверием относились к эксперименту: «что это вы все забираете, отнимаете, хаос какой-то, а не работа».
Пришлось экспериментатору поработать изрядно над стратегией эксперимента, над своей моторикой, интонацией."
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988) – окончила психологическое отделение Берлинского университета, ученица Курта Левина. При подготовке диссертации в лаборатории Левина впервые описала эффект преимущественного запоминания незавершенных действий, получивший в мировой литературе название "эффект Зейгарник" (работа была завершена в 1924 году).  С 1949 года преподавала психологию в МГУ. Активно участвовала в создании кафедры нейро- и патопсихологии на факультете психологии МГУ (кафедры, на которой я училась ни один год, поэтому можно сказать, что это всё родное и очень близкое).
Зейгарник Блюма Вульфовна (1900–1988) – окончила психологическое отделение Берлинского университета, ученица Курта Левина. При подготовке диссертации в лаборатории Левина впервые описала эффект преимущественного запоминания незавершенных действий, получивший в мировой литературе название "эффект Зейгарник" (работа была завершена в 1924 году). С 1949 года преподавала психологию в МГУ. Активно участвовала в создании кафедры нейро- и патопсихологии на факультете психологии МГУ (кафедры, на которой я училась ни один год, поэтому можно сказать, что это всё родное и очень близкое).

Прерывание происходил таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу.

Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенной, психолог делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае испытуемый не получал четкого, определенного ответа.

Точно таким же неопределенным оставался для испытуемого порядок чередования оконченных и НЕзавершенных заданий.

Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал:

"Скажите, пожалуйста, какие Вы выполнили задания?"

Незавершенные действия помнятся на 90% лучше

Отвечая на вопрос экспериментатора, испытуемый перечислял незавершенные действия в соотношении 1,9.

То есть:

-6

где

  • Н - незавершенные действия,
  • З - завершенные действия.

Этот эффект лучшего запоминания незавершенных действий был назван "эффектом Зейгарник" и в мировой психологической литературе на эту тему написаны тома работ.

Кроме того, незавершенные действия назывались первыми, а завершенные припоминались позже уже с усилием.

Но вот, что для нас интересно.

"Эффект Зейгарник" исчезал, как только менялась задача и вопрос на припоминание формулировался иначе:

"Эксперимент проводился для того, чтобы проверить вашу память, поэтому я попрошу Вас перечислить задания, которые Вы выполняли".

При такой постановке вопроса НЕзавершенные и завершенные действия воспроизводились с одинаковой вероятностью. Как было объяснено позже, потому что для человека менялся смысл ситуации.

Было обнаружено, что в ситуации эксперимента у людей формируется "мотив экспертизы". Испытуемый, к примеру, так объяснял происходящее:

"Хотелось и себе, и Вам показать, что я хорошо справляюсь с задачами"

Но если задача менялась и проверялась уже память, то, чтобы "пройти экспертизу", нужно было вспомнить все задания. И человек прекрасно с этим справлялся.

Нам нужно так завершить ситуации, чтобы мы были довольны собой, чтобы возникло чувство "я окей".

При возникновении чувства "я НЕ окей", мы стремимся вернуться в ситуацию и так её "переиграть", так пережить снова, чтобы быть довольными, чтобы иметь позитивный "Образ Я".

И это работает

  • как в переписке в комментах, когда мы не можем выйти из спора с чувством "я не окей",
  • так и в лучшем запоминании незавершенной задачи в ситуации экспертизы,
  • и в невозможности закончить, к примеру, эмоционально незавершенный развод, когда люди судятся годами, не из-за имущества на самом деле, а из-за незавершенности процессов внутри пары, незавершенности конфликта, невозможности выйти из ситуации с чувством "я окей";
  • и в попытках найти спутника жизни по образу родителя, с кем недовыясненные отношения (какой же я, что у меня такой родитель? кто же я, что со мной так обращались? нужно найти такого же человека и доказать ему, как я хорош, что меня зря отвергали / или нужно найти такого же человека и стать идеально хорошим, тогда он перестанет так ужасно себя вести по отношению ко мне, к примеру, частое убеждение, что у идеальной жены муж не пьет и нужно стать идеальной для решения ЧУЖОЙ проблемы).

Психика всегда хочет завершенности процессов с позитивным исходом, потому что только так возможно продолжение жизни.

Но если ситуация настолько тяжелая, что мы остаемся с негативным "образом Я" (родители обесценивают достижения, а мы им верим; травматический опыт, в которым виним себя и т.д.), то в психике будет жить почти постоянная боль, требующая исправления ситуации. Но об этом расскажу в другой статье.

Очень подробно разбираем формирование и изменение "Образа Я" на 4-м и 5-м шагах курса "7 шагов к стройности".

Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.