Найти тему

Руссо-Балт 24/30 – первый автомобиль царской России

Всем привет!

Все мы знаем автомобили советского производства, которые в свое время нередко шли на экспорт, а сегодня до сих пор ездят по всей территории России и стран СНГ. Но не стоит забывать, что первые автомобили в нашей стране появились еще при царской власти, и их родоначальником стал Руссо-Балт 24/30. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: zr.ru
Источник фото: zr.ru

История нашего героя началась в 1909 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, где годом ранее был сформирован автомобильный отдел. Считается, что у автомобиля не было зарубежных аналогов, несмотря на то что конструктором его был швейцарец Жюльен Поттера, работавший в одной из бельгийских фирм. Общая концепция была похожа на ту, что закладывалась в европейский автомобилях тех лет, однако первый Руссо-Балт прежде всего отличался двигателем объемом 4,5 л и мощностью 30 л. с., с которым была состыкована 4-ступенчатая коробка передач.

Руссо-Балт 24/30 сзади. Источник фото: scalebay.ru
Руссо-Балт 24/30 сзади. Источник фото: scalebay.ru

Салон же автомобиля был воплощением роскоши, правда, первые автомобили не имели крыши, лишь со временем появился откидной тент. Зато сидения отделывались натуральной кожей, а на руле имелись специальные рукоятки для регулирования подачи топлива.

Первый выпущенный Руссо-Балт совершил пробег из Риги до Петербурга и обратно, после чего в конце 1909 г. после сборки еще двух образцов удалось наладить мелкосерийный выпуск этой модели, который продолжался до 1913 г. За это время было выпущено порядка 347 первых Руссо-Балтов, среди которых встречались лимузины:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Полуоткрытые кузова, называемые ландоле:

Источник фото: scalebay.ru
Источник фото: scalebay.ru

И отдельная модификация, называемая торпедо и иногда используемая военными:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Несмотря на высокую стоимость автомобиля – 7500 тогдашних рублей – модель 24/30 оказалась достаточно популярной в царской России, а одна из машин 1910 г. выпуска оказалась знаменитой тем, что русский журналист А.П. Нагель прошел на ней около 80 000 км за 4 года, и при этом автомобиль ни разу не ломался. Это многое говорило и о самой модели, и о фирме-производителе, создающем серьезную конкуренцию европейским коллегам. Но рижский завод стремился двигаться вперед и не отставать от мировых трендов, так что в 1913 г. на смену первому Руссо-Балту пришла модель 24/40, но это уже совсем другая история.

Сменилась не одна эпоха, и сегодня Руссо-Балт 24/30 даже раритетом назвать сложно. Доподлинно неизвестно, сохранился ли где-нибудь первый Руссо-Балт, однако это нисколько не умаляет его значимость в истории отечественного автопрома, у которого был реальный шанс подняться на мировой уровень, если бы не революция. Но история не терпит сослагательного наклонения, поэтому сказать можно одно: Руссо-Балт 24/30 стал достойным первопроходцем среди отечественных автомобилей, от которого пошло несколько других машин царской России, а после революции полученные наработки продолжали использоваться уже в первых советских автомобилях.

И вот на этой нейтральной ноте у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!