На пороге 1 сентября мы поговорили с дефектологом фонда «Я особенный» и учителем коррекционной школы Еленой Нелюбиной. О плюсах и минусах будней в «особых» школах, роли дефектолога в жизни детей и интересных диагнозах читайте наш сегодняшний текст.
–За окном – последнее дыхание августа. Скоро школа. О массовых учебных заведениях наш читатель знает все. А как устроена коррекционный «аналог»?
–Перед поступлением в первый класс ребенок с особенностями развития проходит ПМПК (Психолого-медико-педагогическую комиссию). С этим заключением семья может подать заявление как в коррекционную школу, так и в некоторые массовые, туда, где есть инклюзия. В коррекционной школе два типа классов – легкие и тяжелые – на 12 и на 6 человек соответственно. У детей внутри класса своя индивидуальная программа. То есть проходя одну тему со всеми, учитель прорабатывает ее как бы отдельно с каждым. Занятия ведут профессиональные коррекционные педагоги. Например, мое профессиональное направление звучит как «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Достоинства коррекционной школы: за детьми следят постоянно, в распорядке дня – завтрак и обед, в некоторых школах имеются сенсорные комнаты, так нужные детям для разгрузки. Главное – дети не находятся в стрессе от того, что все вокруг успевают больше. Они учатся в удобном им темпе.
–Могут ли родители присутствовать на уроке?
–Да, это не запрещается. Если ребенку очень сложно усидеть или заниматься, с ним может сидеть кто-то из близких. Очень хочется, чтобы у нас активнее развивалось тьюторское направление – некоторым детям критически нужен сопровождающий.
–А самих учителей в школе много?
–В системе явно не хватает кадров. Невысокая зарплата – одна из причин, по которой люди не идут работать по профессии. Это, пожалуй, пока главный пробел.
–Что должен уметь ребенок к моменту поступления в коррекционную школу?
–Такие требования, как в обычной школе, вроде счета до 10, знания фигур, цветов, времен года, в коррекционной школе нет. Для особенных деток важными остаются навыки самообслуживания и самоконтроля. Поэтому, например, хорошо, когда родители осваивают прикладной анализ поведения (ABA) и уже к моменту школы корректируют реакции ребенка. Это в разы облегчает жизнь самого малыша: если поведение налажено, академические знания идут лучше. Я сама отучилась на ABA и успешно справляюсь с вопросами мотивации у детей – в моем случае активно работают жетоны-поощрения.
–Какой диагноз для вас наиболее интересен?
–Как профессионала, меня занимает аутизм. Это диагноз-феномен. Загадка. До сих пор существует много версий, как и почему он проявляется. Родители захвачены мифами о причинах диагноза – от генных мутаций и скопления тяжелых металлов в организме до прививок. Мне же интересно наблюдать, как по-разному может проявляться диагноз. Никогда не видела, чтобы «симптомы» повторялись точь-в-точь.
–Но кое-что общее есть?
–Да. У детей с аутизмом восприятие привычных вещей поразительно иное. Буквально. К примеру. Вы смотрите с ребенком на горшок с цветком. Что видит взрослый? Целостную картинку: сам цветок, интерьер вокруг, детали. У ребенка с РАС фрагментарное видение мира – он может увидеть только лист этого цветка. Аутисты даже звуки могут чувствовать иначе. Знаю мальчика, который, слыша лай собаки в жизни и записанный на телефоне, «выдает» совсем разные реакции. Он закрывает уши, когда слышит его вживую, даже если лай тихий – звучит издалека . А вот на электронный звук вообще не реагирует. Будто принимает разную частоту волн. Еще аутисты, как правило, захвачены чем-то своим. Например, у меня есть ребенок, которому интересно изучать человеческое тело – он как-то нарисовал целую зарисовку: скелет и точное расположение органов в нем. Таких людей в будущем, как мне кажется, нужно занимать работой, где нужно все структурировать.
–А как насчет реакции аутистов на других людей? Бывает, что ребенок не реагирует на других, в том числе педагога. Как строить занятие?
–На первых порах можно подключать родителя. Ребенок видит, что рядом мама или папа, а значит, все хорошо. Затем потихоньку маму отсаживаем подальше. Затем вообще остаемся на уроке один на один. Вообще важно, чтобы работа между родителем и педагогом была налажена.
–А как происходит это сотрудничество?
–Задача грамотного педагога – донести родителю, почему ребенок себя ведет тем или иным образом, помочь адекватно оценить ситуацию: как такой ребенок будет развиваться в дальнейшем, дать рекомендации. Родителю в свою очередь важно прислушаться к опыту специалиста. Все-таки дефектологи, логопеды и другие коррекционные педагоги имеют профильное образование и опыт с другими ребятами.
–С аутизмом путают некоторые другие диагнозы, не так ли?
–Раньше врачи считали, что аутизм – ранняя аномалия, его ставили до 3 лет. Однако позже стало ясно, что черты аутизма прослеживаются и у взрослых людей. Появился РАС – расстройство аутистического спектра. Это более обширный диагноз, признаки РАС могут проявляться по-разному. У кого-то можно заметить лишь парочку «странностей», у других – это целый комплекс нарушений. Если признаки по мере взросления сохранялись, ставили шизофрению. Эти заболевания до сих пор часто путают.
–Вам, как специалисту, легко отличить эти диагнозы?
–Сходу сложно. Но, если пообщаться с ребенком основательно, реально. У людей с шизофренией достаточно бурная фантазия и воображение. Они как будто находятся в своем мире, но при этом активно контактируют с окружающими. Дети с аутизмом тоже могут взаимодействовать с другими, но все равно меньше. Одна девочка из моей практики постоянно рассказывала, что у нее дома в мусорке живут монстры, а собаки им отгрызают головы! Важно не упустить время и проконсультироваться у профессионального психиатра. Шизофрению нужно обязательно лечить медикаментозно, в отличие от аутизма! Иначе будет регресс. В последнее время, к сожалению, я вижу, что среди мам появилась мода на аутизм. Теперь им называют любые диагнозы. Видимо, потому что о нем больше говорят в общественности.
–С чем еще путают аутизм?
–С сенсомоторной алалией – когда ребенок не понимает обращенную речь. Это речевой диагноз, но поведение ребенка может напоминать РАС. Так как ребенок сам не говорит, не понимает других, то, как следствие, замыкается в себе. Кстати, проблемы с речью – это то, что есть во всех психических заболеваниях, так как речь – высшая психическое звено. Поэтому этот фактор требует внимания, когда ребенок растет.
–Что еще может и должно вызвать беспокойство родителей, когда ребенок маленький?
–Можно обратить внимание на «комплекс оживления» – это ряд эмоциональных реакций, которые у обычных детей появляются в первый месяц жизни: улыбка, вокализация, двигательное оживление в отношении взрослого. Такой термин был введён в 20-е годы XX в. Считается, по таким признакам можно уже отметить отклонения – например, ребенок не замечает взрослого, не фокусирует взгляд и так далее. Хотя в нашей стране обычно тревогу быть начинают в лучшем случае, когда ребенку три года. Раньше РАС ставят редко.
–Многие родители очень переживают, что их дети никогда не найдут друзей, так как они замкнуты и не контактируют с другими. Это критично?
–Прозвучит грубо, но так ли нужны эти друзья ребенку? Конечно, его нужно социализировать, учить тому, что он может всегда попросить помощи у других. Просто при некоторых диагнозах дети не концентрируют свое внимание на привычных нам проблемах. Они как бы живут сегодняшней потребностью, не думая, как мы, о завтра, существуют своим миром. Помните, что саморефлексия – это сложнейший психический процесс! Почти никто из особенных деток на нее не способен. В определенном смысле, мне кажется, что эти дети счастливее нас. Они не углубляются в проблемы, не раздувают из мухи слона. Они просто делают то, что нравится.
–Почему вы стали дефектологом?
–Я одно время мечтала стать врачом, помогать другим. Но в школе возникли проблемы с химией. Помогать решила иначе. Помню, в детстве в подъезде у бабушки жила девушка. Взрослая внешне, но с поведением ребенка. Я как-то ее запомнила на всю жизнь. Было интересно за ней наблюдать.
–Что посоветуете родителям особенных детей?
–Побольше общаться с другими особенными семьями. Поверьте, в такой ситуации так легче переработать свою боль, чувствовать себя лучше и полезнее, делясь своей информацией и получая другую. Вы поймете, что вы в мире не одни!
Текст и фото: Галина Соловьева
#рас #аутизм #яособенный #сдвг #зппр #зпр #задержкаречи
* Напоминаем, что дети Свердловской области могут бесплатно получить помощь специалистов по ИППСУ, обратившись в фонд "Я особенный" или АНО "Спектрум М".
Для семей из других городов мы рассказываем о полезном и важном на интернет-ресурсах:
- Ютуб-канал "Курс на развитие" с лекциями врачей, дефектологов, юристов и других специалистов в открытом доступе. Темы: аутизм, РАС, СДВГ, проблемное поведение и способы их решить: https://youtube.com/c/yaosobenniy
- Курсы школы "Я особенный" для всех, кто хочет научиться корректировать нежелательное поведение ребенка: https://yaosobenniy.su/abba
- Наши соцсети, в которых мы выкладываем всю полезную информацию: https://vk.com/yaosobenniy_fond , https://vk.com/spektrummm