Разве можно себе представить Вооружённые силы России без грузовика "Урал", Великую Отечественную войну без танка Т-34, а Олимпиаду 1980 года без Олимпийского Мишки? Эти ассоциации плотно засели в наших головах, а вещи с ними связанные стали частью истории не меньше, чем сами события.
Олимпийского Мишки тут нет — он улетел, и возможно, обзавëлся гражданством в Израиле. Но техники пронизанной временем, проехавшей и проплывшей сквозь историю двадцатого века здесь достаточно. Тех самых металлических трудяг, которые мчали сквозь время, леса, поля, снега и горы, отличались надëжностью, ходовыми качествами и прочими героическими характеристиками.
Речь сегодня пойдёт про экспозицию исторической техники на территории кинокомплекса "Военфильм-Медынь".
Координаты этого прекрасного места в конце статьи ↓↓↓
Недалеко от въезда на территорию строем стоят совсем недавно "вышедшие на пенсию" военные грузовики.
Несмотря на пережитые тягости и лишения военной службы, все машины на ходу.
- ЗиЛ - 157 советский и российский грузовик, освоивший все доступные для автомобиля этого класса профессии. На его базе было построено множество по-настоящему нужной техники, ведь его проходимость до сих пор впечатляет. ЗиЛы славились своей технологичностью и надëжностью. Автомобиль имеет колëсную формулу 6х6 — иными словами, гребëт всеми колëсами, а в совокупности с двухступенчатой раздаткой и пониженными передаточными числами коробки передач любая местность для него становится дорогой. Почтенный возраст этого автомобиля не мешает ему трудиться в отдалëнных уголках Родины по сей день.
У 157го, помимо заводского названия, есть очень много народных кличек: "Захар", "Утюг", "Колун", "Захар Зисович", "Трумен", "Ступа".
На территории Военфильма строятся навесы, часть из которых уже укрывает экспонаты. Кинокомплекс активно развивается в музейном направлении.
- ЗиС-150 среднетоннажный грузовик, положивший начало всем известным грузовым автомобилям ЗиЛ. Выпускался с 1947 по 1957 год. Время его производства пришлось на тяжёлые послевоенные годы, когда страна только-только оправлялась от последствий Великой Отечественной войны. Но несмотря на все связанные с этим сложности, грузовик получился добротным. Стройки, поля с их целиной, карьеры, колхозы... Со всем этим ЗиС - 150 справлялся отлично. Простая классическая компоновка: 4х2, где задний мост ведущий, кардан, коробка передач и низовой тяговитый двигатель — делали из этого грузовика отличного, неприхотливого помощника.
- ГАЗ-51 выпускался с 1946 по 1975 год. За это время он стал самым популярным среднетоннажным автомобилем в СССР. На его базе выпускалось огромное количество спецтехники, в том числе пожарная машина ПМГ-6. Это обусловлено колоссальным запасом прочности автомобиля.
Пожарная модификация ГАЗ-51 оснащалась двухрядной кабиной вместимостью пять человек, что позволяло разместить в ней пожарный боевой расчёт. Кабина оборудована подогревом, который осуществляется за счëт выхлопных газов. Иначе говоря, в выхлопную трубу вваривался отвод, который проводился между цистерной и правым лонжероном рамы. Для холодного времени года был предусмотрен радиатор отопления, который работал аналогичным образом. Автомобиль оснащён цистерной на 1000л, насосом и пеналами для всасывающих рукавов и лестницы.
- УралЗиС - 5 — один из самых массовых послевоенных грузовиков. Отличался простотой и запасом прочности: при расчётной нагрузке в три тонны мог брать на борт до пяти тонн. На его базе была построена пожарная машина ПЗМ-11. Она предназначалась для небольших городов и посëлков — в первую очередь из-за своей весьма неплохой проходимости.
Гуляя вдоль навеса, невозможно пройти мимо этого "корабля пришельцев из более развитой цивилизации". Именно такие мысли навевает этот аппарат.
- Аэросани - амфибия А-3 — это советский катер-аэросани, который предназначен для перевозки грузов и пассажиров по воде, льду, снегу. Футуристичный внешний вид обусловлен прежде всего аэродинамикой судна. Корпус металлический, клëпаный. Скользящее покрытие днища сделано из наклеенных снаружи листов полиэтилена и стеклопластика. А-3 оснащëн авиационным поршневым двигателем. Максимальная скорость этой чудо-машины по воде — до 80км/ч, а по снегу свыше — 100км/ч. Управление осуществлялось двумя вертикальными воздушными рулями, которые на данном образце отсутствуют.
Буду рад увидеть этот "корабль пришельцев" в восстановленном виде.
Помимо отечественной техники на территории кинокомплекса "Военфильм - Медынь" так же есть и зарубежные образцы.
Помните фильмы про Вторую Мировую войну, где злые дядьки в серой форме дружно выгружаются из серого грузовика? Скорее всего, в кадре именно он – Opel Blitz.
- Opel Blitz — это наиболее массовый немецкий грузовой автомобиль, активно использовавшийся войсками Вермахта во Второй Мировой войне. На его базе было создано большое количество специальных автомобилей как вспомогательного, так и боевого назначения: различные инженерные машины, машины связи, автобусы и другие. Грузовик широко применялся немцами и их союзниками на всех фронтах Второй Мировой войны. Машины с литерой "А" в названии были полноприводными, что давало им много преимуществ. Помимо надëжности "Молния"(так переводится его название на русский) отличался ещё и комфортом: полностью металлическая тëплая кабина, мягкий диван, цельное ветровое стекло.
После окончания войны в СССР осталось очень много трофейной техники, среди которой немалую часть составляли эти грузовики. Наиболее пригодные к дальнейшему использованию машины попали в народное хозяйство, что то из трофеев осталось для съëмок кино, остальные отправились под пресс.
А это что то совсем старинное, — подумал я. И не ошибся. Форма кабины, литые резиновые шины — всë говорит о том, что автомобилю не меньше сотни лет.
- Это редчайший грузовой автомобиль американской фирмы Пэкард.
Несмотря на то, что компания Пэкард вошла в историю в первую очередь как производитель роскошных автомобилей, на заре своего существования она производила грузовики. Изначально Джеймс Уорд Пэкард, основатель компании, не собрался занимается коммерческими автомобилями, однако в начале 1900х всё изменилось.
Генри Борн Джой, ставший в 1902 году инвестором компании, переместил производство в Детройт ( завод построил Альберт Кан, тот самый архитектор первой сталинской пятилетки). В 1903 году была выпущена первая модель F, которая использовалась преимущественно на территории завода, однако в ближайшие годы производство тяжёлых машин выросло в геометрической прогрессии.
Помимо создания первого v12 и интереса к авиадвигателям, Генри Джой так же руководил разработкой грузовиков, что привело к выпуску 700 единиц уже к концу 1910. Однако несмотря на воодушевляющие успехи в это этой области, а так же выпуск большого числа специализированных моделей для военной и пожарной службы, в 1920х компания отказалась от выпуска грузовиков из-за нарастающей конкуренции со стороны таких гигантов как Форд, Додж, Шевроле, Мэк и Уайт.
Модель на фото, скорее всего, относится к рубежу 1920х годов. Всего за относительно небольшой промежуток времени, было выпущено около пяти тысяч этих машин.
Если кто то из читателей обладает какой-либо более конкретной информацией по данному автомобилю, напишите в комментариях.
Помимо площадок для размещения техники и навесов на территории кинокомплекса так же есть ангар. Внутри ангара находятся экспонаты, время для которых как будто остановилось ещё в те годы, когда они эксплуатировались по назначению.
- ГАЗ М-1 "Молотовец-первый", в народе просто "Эмка" — это советский легковой автомобиль. Первые "Эмки" сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода в 1937 году. В период сталинских репрессий этот автомобиль прозвали "Чёрным воронком". На " Чëрных воронкáх" агенты НКВД ездили арестовывать так называемых "врагов народа". В годы Великой Отечественной войны на автомобиле ГАЗ М-1 ездили исключительно офицеры.
- Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen) — самый массовый автомобиль Германии времëн Второй мировой войны. Использовался войсками Вермахта повсеместно. За высокую надëжность, проходимость и живучесть получил среди немецких солдат кличку "верблюд". Кюбельваген использовался на всех фронтах и всех воинских формированиях Вермахта. Также служил в качестве трофея в Красной Армии. Всего было изготовлено более 50000 машин данного типа.
- Panzerkampfwagen IV — немецкий средний танк времён Второй Мировой войны. Является самым массовым танком Панцерваффе. Всего было выпущено более 8500 боевых машин этой модели в разных модификациях. Так же на основе PZ IV было сделано большое количество различных самоходных орудий и машин инженерного назначения.
- А это "Джимми" — и его можно увидеть практически в любом американском фильме про боевые действия середины прошлого века.
И это неспроста, ведь GMC CCKW "Джимми" — самый массовый американский грузовик Второй Мировой войны. Было выпущено более 500000 тысяч грузовиков этой модели для различных целей: машины медицинской службы, тягачи, машины связи, инженерные машины, фургоны различного предназначения. Так же как и большинство техники США тех лет, "GMC CCKW" поставлялся странам-сюзникам по ленд-лизу. Но в Советский Союз было отправлено совсем небольшое количество этих машин, так как к нам шли массовые поставки грузовиков Studebaker. Тем не менее, свою роль на нашем направлении фронта "Джимми" сыграл. По некоторым данным на эти машины устанавливали ракетные миномëты БМ-13.
- М-3 — полугусеничный бронетранспортёр США времëн Второй Мировой войны. Полугусеничная компановка была необходима, прежде всего для повышения проходимости, что позволяло более эффективно действовать на пересечëнной местности. Серийно производился с 1941 по 1945 год. Всего за это время было выпущено более 30000 бронетранспортёров разной комплектации, в том числе специальных машин на их базе. Half-Track Personnel Carrier M3 был основным бронетранспортëром армии США в период Второй Мировой войны, а так же активно поставлялся странам - союзникам по ленд-лизу. После окончания войны оставался на вооружении армии США до 1950х годов.
Ремонт и реставрация экспонатов проходят там же, на территории кинокомплекса. Это сложнейший процесс, ведь узлы и агрегаты на технику полувековой давности, а то и старше, найти практически невозможно.
Но механики Военфильма, несмотря на трудности справляются с задачей отлично. Почти все вышеописанные образцы находятся в технически исправном состоянии и регулярно принимают участие в съëмках различных фильмов и телепрограмм.
Кинокомплекс "Военфильм - Медынь" — место с непередаваемой атмосферой, где можно соприкоснуться с историей ХХ столетия. Помимо описанных мной экспонатов, в музее есть ещё великое множество интересной техники. Я написал только про то, что удачно получилось сфотографировать :). Огромное спасибо Вадиму Задорожному и всему персоналу кинокомплекса за сохранение нашей истории.
Координаты: N 54.949732 E 35.854599 .
Лайкни, подпишись. Дальше — интереснее.
P. S. Если где-то есть неточность, напиши в комментариях.
#музейтехники
#музей
#историческиефильмы