Найти тему
Чердак Умной Эльзы
Подписаться

Домашняя арифметика послевоенных 40-х: как распределить семейный бюджет?

Что такое бюджет? Свод доходов и расходов. Ясное дело, когда расход превышает доход - это плохо. Но и когда "копеечка в копеечку" от зарплаты до зарплаты, то тоже не очень хорошо. Лучше всего, когда что-то можно отложить в копилочку - на чёрный день, или, что гораздо приятнее - на большую хорошую покупку или отпуск.

Реклама в журнале "Работница", 1941г.
Реклама в журнале "Работница", 1941г.

Интересные примеры расчета семейных расходов можно найти в чудесной книге Германа Матвеева "Семнадцатилетние". Повесть о девочках-десятиклассницах послевоенной ленинградской женской школы разворачивается в течение учебного года. И вот на самом-самом последнем уроке мудрая учительница математики Василиса Антоновна решает поговорить с девочками об... искусстве жить. А жить на зарплату - это, знаете ли, искусство!))

Тихонова, — обратилась она к Ларисе: — вот вы окончили школу. Впереди у вас самостоятельная жизнь. Что вы намерены делать?
— Работать.
— Где?
— Ну, скажем, я буду кассиршей в «Гастрономе»! — оживилась Лариса, поняв, что от нее хочет учительница.
— Хорошо. Сколько вы будете зарабатывать?
— Твердая ставка у них четыреста восемьдесят рублей, но они получают с выработки. В среднем шестьсот — семьсот рублей.

700 рублей - это неплохая зарплата. Без излишеств, но прожить было можно. Учительница предлагает представить - сколько может зарабатывать воображаемый муж в будущей семье ученицы? Лариса радостно бухает: тысячи две! А вдруг она выйдет за профессора математики! Но Василиса Антоновна предлагает для начала ограничиться суммой поскромнее - пусть будет 800. Примерно столько зарабатывал квалифицированный рабочий на заводе. (На премиях, перевыполнении плана, сверхурочных, спецзаказах высококвалифицированному работнику можно было выработать и значительно больше - но не всем и не везде).

Реклама в журнале "Огонёк", 1952г.
Реклама в журнале "Огонёк", 1952г.

Итак, дано: сумма заработка молодой семьи 1400 рублей.

Условие задачи: распределить эту сумму так, чтобы хватило и на продукты, и на одежду и обувь, и на прочие дела. А хорошо бы ещё в конце проставить некую цифру в графе "сберкнижка"...

Девочки задумались.

Кто-то так и не смог приступить к решению - не знал цен, не задумывался о том, сколько надо продуктов на семью. Кое-кто решился записывать некоторые известные им статьи расходов, но без цифр.

А кто-то лихо начал подсчёты:

"Может быть, Лариса захотела в последний день посмешить класс и прикинулась глупенькой, но, возможно, что решала задачу серьезно. Недолго думая, она написала:

Питание: завтрак — 10х30 = 300 рублей,

обед — 20х30 = 600 рублей

ужин — 10х30 = 300 рублей

Театр: 2 билета 4 раза по 20 = 160 рублей

Сбережения: = 40 рублей

Итого 1 400 рублей"

Видимо, Лариса никогда не задумывалась над тем, откуда берётся даже самое необходимое в повседневной жизни...

Реклама в журнале "Работница", 1952г.
Реклама в журнале "Работница", 1952г.

И только две девушки — Надя Ерофеева и Светлана Иванова — бойко решали задачу. Надя делала смету на питание и с увлечением выписывала сбоку все подряд: мыло, спички, соль, сахар, картофель, крупа, масло животное и растительное, макароны, морковь, капуста свежая и кислая, лук, мука заправочная, сухари панировочные… Было видно, что она знает цены, знает, какое количество нужно покупать и как расходовать продукты. Цены она не округляла в рублях, а записывала с точностью до копеек.

Эти девочки вели хозяйство наравне с матерями, имели младших братьев и сестёр. Ходили за покупками, прикидывали, как сэкономить и купить ботинки с внезапно перепавшего ордера, знали, что борщ можно сварить на два дня, а мясо из бульона - отличное второе блюдо. Ну, если есть мясо, конечно.

Тем временем учительница вернулась к многострадальной Ларисе, маявшейся у доски:

Тихонова, а как вы думаете, кто будет покупать вам и вашему мужу одежду, обувь, белье? Кто будет платить за квартиру?
— Ох, да… забыла! — спохватилась Лариса и, подумав, пробормотала: — А сколько надо за квартиру платить?.. Василиса Антоновна, но, если я куплю, например, пальто, у меня вообще ничего не останется…

Задачка-то оказалась со многими неизвестными...

И вот учительница вместе с девочками прикидывают - что входит в обязательные расходы:

— Книги, газеты, — сказала Таня,
— Еще?
— Радио, электричество.
— Так. Пишите, Тихонова. Еще?.. Иванова Екатерина!
— Керосин, отопление… ну, в общем, дрова.
— Так. Дальше?
— Транспорт: трамвай, автобус… Ну, если есть, еще и телефон.
— Так. Дальше?
— Как будто все, — нерешительно сказала Катя.
— Кравченко! — вызвала учительница.
— Не знаю… Ах, да… баня!
— Так. Еще?
Список расходов был уже солидный, но Василиса Антоновна продолжала спрашивать.
— Стирка белья, — сказала, наконец, Нина Шарина.
— Дальше?
— Натирка полов, — догадалась Лида.

Интересно, что книги и газеты девочки называют первым номером!

Ларисе предлагается составить смету заново, но... она понимает, что в бюджет даже при таких, совершенно базовых потребностях, вписаться невозможно!

— Ну, а как же вы будете жить?

— У мамы попрошу…

Да, мамы в представлении некоторых подростков в любую эпоху представляли собой некий безлимит...

А вот Светлана, самая хозяйственная, умудрилась составить такой бюджет, что отложила на сберкнижку... 840 рублей! И при этом она предусмотрела даже такие мелочи, которые никому и в голову не пришло включать в список необходимого - а зря: нитки, штопку, пуговицы, туалетное мыло, одеколон…

Реклама в журнале "Работница", 1952
Реклама в журнале "Работница", 1952

За счет чего такие сбережения? За счет экономии на питании. И, видимо, это привычное меню для семьи Светланы, где детей трое, а работает одна мать...

— У кого есть вопросы к Ивановой? — спросила учительница.
— На стирку у нее стоит три сорок, — сказала Крылова. — Я, например, не понимаю…
— Мыло, стиральный порошок и дрова, — ответила Светлана.
— А стирка?
— Я сама буду стирать. Стираю же я до сих пор сама, почему же я и дальше не смогу этого делать?
— Ну, знаешь… Стоило десять лет учиться, чтобы стирать, — недовольно проворчала Рита.
— А питание? Василиса Антоновна, пускай она докажет, — попросила Смирнова.
— Пожалуйста! С вечера я поставлю гречневую кашу, — начала Светлана, подходя к доске. — Утром завтрак: чай, сахар и булка. На обед я куплю сто граммов снетков, картошки, луковицу, перец, лавровый лист, масло. Значит, первое — суп со снетками, на второе — картофельные котлеты. На третье чай или кисель, — говорила она, записывая и ставя цены. — Теперь все сложите. Питание на день обходится девять рублей тридцать копеек.

У Ларисы, заметьте, питание обходится в 40 рублей в день.

Но как же мясо? Масло? Яйца? Овощи кроме картошки и луковицы?

Не будем забывать, что это 1947 год. Карточки. Не хватает самого необходимого. У Светланы есть опыт выживания и в худших условиях - все девочки пережили блокаду (как и многие школьники, перебрались в учебный класс, где и жили вместе с учительницей... Дома было страшнее, а матери часто не уходили с заводов неделями).

Но всё же и для послевоенного 1947 года такой режим питания - перебор в экономии:

— Ну, а если захочется мяса? — спросила Клара.
— Иногда можно и мяса, — согласилась Светлана и сейчас же прибавила: — Но не очень часто.
— Так это что выходит! Каждый день суп со снетками? — ехидно спросила Крылова.
— Да что ты говоришь! — вдруг рассердилась Надя и, не спрашивая разрешения учительницы, горячо заговорила: — Ты не имеешь никакого представления… Можно суп гороховый или молочный, можно чудесный борщ сварить, можно овощную тушонку… Это же зависит от умения… Я могу такие фаршированные репки делать — пальчики оближешь!..
— Девочки, не будем спорить, — возвращаясь к столу, сказала Василиса Антоновна. — Бюджет Светланы теоретически правильный, но нереальный. Так жить нельзя. Глупо экономить восемьсот сорок рублей в месяц и жить впроголодь. Строить бюджет нужно разумно…

Увы, в книге мы не найдем примера правильного и разумного бюджета: то ли автор и сам не знал, то ли просто хотел, чтобы юные читательницы задумались о своем будущем. Учениц пригласили на последний звонок, и так они и не постигли хитрую науку искусства жить... на зарплату.

Но автор, Герман Матвеев, всегда выступал за макаренковские принципы - труд должен быть осмысленным. Труд должен приносить практическую пользу. И умение сварить суп, испечь пирог, заштопать чулок и рассчитать бюджет - не менее важная задача обучения ребят в школе, чем алгебра и геометрия, ботаника и литература... Впрочем, об этом он будет больше писать в книге "Новый директор", которую тоже очень рекомендую.

А хотите я вам в следующий раз расскажу об одном из первых советских учебников домоводства для девочек?))

Всем профицитного бюджета, стабильных доходов и крепкого хозяйства - и я остаюсь искренне Ваша - Умная Эльза!