Взяв в 1958 году курс на политехнизацию, Советское образование принялось лихо учить школьников трудовым навыкам. На производственное обучение отводилось 12 часов в неделю - треть учебного времени! Частично это обучение должно было проходить в цехах заводов или на совхозных полях и фермах, частично - в школьных классах.
Чтобы организовать обучение, в школах ввели должность заместителя директора по производственному обучению и разработали новые программы. Трудовое обучение включало три раздела: занятия в учебных мастерских (которые надо было оборудовать), опытно-практическую работу по сельскому хозяйству (для этого были пришкольные участки) и домоводство. Домоводство предназначалось только для девочек.
Какие подводные камни таились в процессе политехнизации вы можете почитать в моей статье здесь, а сегодня мы поговорим о домоводстве, которое было частью трудового образования, но, само собой разумеется, касалось только девочек. ( Потому что будущая мать, хозяйка, а вотпрямочейчас - мамина помощница. Феминизм тогда тихо увял, гендерные отличия приветствовались, а "гендерные стереотипы" понимались как Идеал).
Министерство образования напряглось и дало наказ всяким ученым написать учебник по домоводству. Вот я вам сейчас про него и расскажу.
Нашла я его в любимом букинистическом на Литейном. Глаз привычно отреагировал на леттеринг 50-х - ещё до того, как я прочитала, что там на корочке. А когда я прочитала аннотацию, то тут же радостно понеслась на кассу. Экое сокровище за 100 рублей!
Авторы - сплошь доценты с кандидатами - честно писали, что сборник как бы не совсем учебник, а справочник для факультативного курса, и поэтому составители, хоть и учли программы Минпроса, но за её пределы вышли, чтобы книга могла служить подспорьем молодежи и после школы.
Первый раздел книги - "Личная гигиена и режим дня старших школьников". Надо сказать, очень правильный раздел. Говорится о гигиене, правильном чередовании труда и отдыха. Вообще отдыху уделено очень много внимания - в отличие от нашего истеричного времени, когда школьника задавили требованиями учиться и развиваться нон-стоп, в СССР ещё не забыли физиологию.
Особое внимание следовало уделить чистоте одежды: нательное бельё рекомендовалось менять регулярно - то есть в банные дни, не реже раза в неделю. Это было, в общем, логично - у многих было всего-то 2-3 пары сменного белья. На ночь бельё рекомендовали снимать и проветривать.
Кроме того, рекомендовалось соблюдать гигиену питания: есть вовремя, вырабатывая условный рефлекс, принимать пищу (о, этот суконный язык учебников!) четыре раза в день, причем особо отмечалось, что второй завтрак хорошо поддерживает работоспособность.
Ах, сколько внимания в книжке уделено воспитанию детей! Написано и про режим купания для грудничков, и про режим кормления, пеленание и сон - девочкам неустанно напоминали что они - будущие матери. (Советская педагогика предполагала переход от "чистой юношеской дружбы" к материнству процессом, который приличные люди не обсуждают. Так что половым воспитанием занималась улица и друзья-подружки).
Небольшая, но важная глава посвящена уходу за больными в домашней обстановке. Как содержать помещение в чистоте, помыть больного, сменить ему бельё, предупредить пролежни.
Глава о меблировке (слово-то какое!) и убранстве жилища актуальна и сейчас - рассказывается, прежде всего, об обустройстве небольших "современных" квартир - тех, что сейчас называют хрущевками. "Современная мебель - мебель простых и строгих форм с гладкой поверхностью". "Наиболее удобны простые остекленные полки, устанавливаемые одна на другую до нужных вам габаритов" - секционная мебель становится актуальной. Есть примеры зонирования - и они разные для семей с разным составом:
Комбинированная мебель тоже приходит в советские дома - вместо металлических кроватей с шишечками рекомендуют покупать раскладные диваны, а вместо монументальных письменных столов - секретеры.
В книге всего две цветные вклейки, они демонстрируют влияние цвета на восприятие интерьера:
Глава "Ремонт и содержание жилища" сурова и точна - в ней много таблиц с растворами, составами, грунтовками, колерами. Подозреваю, что как раз эта глава в программу школьного обучения не входила - да и на картинках работают не девушки, а мужчины. Хотя по факту - очень много девушек после школы работало на стройках.
Кратко учебник рассказывает о стекольных работах, печном и центральном отоплении, водопроводе и канализации, электрооборудовании квартиры. Кстати, идея о том, что специальностями печника и электрика может овладеть и девушка, активно продвигалась в книгах и журналах для женщин и молодёжи.
Как бороться с сыростью в доме, дезинфицировать выгребные ямы в неканализированных местностях, мыть полы крашеные, покрытые линолеумом и плиточные - всё попыталась вместить книга на 350 страницах!
Женщина и Мать-Земля - образы архетипичные. Девочки и цветоводство в общественном сознании были неразделимы. Женщины были основной рабочей силой на колхозных полях - что же, получите главы "комнатное цветоводство" и "Выращивание овощей и картофеля". Название последней главы вызывает вопрос - картофель - не овощ? Интересно)) Глава о садоводстве раскрывает особенности почв в отношении пригодности к земледелию, рекомендации по посадке, подкормке, прививке и изничтожению вредителей.
Значительное место уделено питанию в семье - от значения витаминов и гигиены приготовления пищи до рецептов, советов по хранению продуктов и перечня необходимого кухонного инвентаря. Рецепты тоже разнообразные - от варки яиц и базовых салата из редиски и каш до фаршированного гуся.
Заготовка плодов и ягод впрок:
- сушка яблок, груш, слив и абрикосов, малины и смородины
- приготовление соков ("Остывшие бутылки с соком закрывают пробками и заливают сургучом")
- засолка огурцов
- квашение капусты
- мочение яблок (рассол для яблок: на 10 литров воды 200г. ржаной муки и 2 столовых ложки соли. Дно и стенки подготовленной бочки выстилают пшеничной или ржаной соломой, листьями чёрной смородины или вишни). теперь я понимаю, почему нынче мочёного яблочка недоищешься...
Один из самых больших разделов - "Культура одежды". Здесь старшеклассница могла узнать не только основные эстетические принципы подбора одежды, но и получить советы по уходу за бельём, платьем, обувью. Рекомендации по работе с электрическими утюгами, начавшими входить в широкую продажу, советы по использованию и уходу за стиральной машиной были очень актуальны.
Ну и, конечно, "Кройка и шитьё"!
Девушка должна была научиться шить детскую одежду - от трусиков и сорочек до платьиц, брюк и рубашек, и мужскую - в том числе бельё:
То есть задачей женщины было в условиях дефицита обеспечить семью одеждой - и сэкономить семейный бюджет.
Выкройки женской одежды более разнообразны - кроме белья есть и платья, и блузки, юбки, а также даются рекомендации по разработке фасонов:
В общем и целом книга была, безусловно, полезная. Ясная, логичная, доходчивая. На хорошем научном уровне, где надо. Впрочем, иногда рекомендации довольно поверхностны - но в целом надо сказать, что "первый блин" в создании учебника домоводства нельзя было назвать "комом".
С трудовым приветом - ваша Умная Эльза!