Найти тему

Индийский локомотив экономического роста: Tata Motors

Оглавление

Индия — крайне интересная страна с точки зрения своего экономического развития. Бывшая британская колония в чем-то может быть примером для многих государств. Причем, как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, она давно вырвалась вперед и стала одним из мировых лидеров, с другой, огромная пропасть между богатыми и бедными, нерешенные экологические проблемы, перенаселение и отнюдь не нейтральная внешняя политика могут отпугнуть многих инвесторов.

История компании Tata Motors довольно показательна. Изначально она производила локомотивы, а теперь владеет брендом Land Rover. Посмотрим, чем так примечательна эта корпорация.

Локомотив роста

Сама Республика Индия образовалась в 1947 году и довольно продолжительное время придерживалась плановой экономики. Собственность была также в основном государственная, росли бюрократия и торговые барьеры. Tata Engineering and Locomotive Company (ныне Tata Motors), старше независимой Индии. Она была учреждена еще под британским мандатом в 1945 году как производитель локомотивов.

Впрочем, уже в 1954 году, вступив в партнёрство с немецкой Daimler-Benz AG, корпорация начала выпускать свои первые автомобили. Первое крупное достижение компании совпало с масштабным экономическим кризисом 1991 года. Тогда был выпущен внедорожник Tata Sierra, а фирма стала одной из первых, доказавших свою конкурентоспособность в этой доли рынка. Экономический спад 1979-93 годов в Индии привёл к тому, что к 1994 году правительство (не без вмешательства иностранных государств и, в частности, США), стало придерживаться либеральной политики, как минимум в области экономики. Последовал капиталистический бум. Это поспособствовало и активному развитию Tata Motors. Корпорация открывает совместные производства с Hitachi (строительная техника), Cummins Engine (дизельные двигатели), Daimler-Benz (автомобили) и др.

Первые автомобили производились под немецким брендом
Первые автомобили производились под немецким брендом

При этом, уже в 1998 году Tata Motors смогла запустить в продажу первый автомобиль Tata Indica, созданный исключительно за счет внутренних ресурсов без привлечения иностранных партнёров и поставщиков. В 2008 году был выпущен самый дешевый автомобиль во всём мире.

Компания сейчас

В 2006 году компания вышла на российский рынок с малотоннажным грузовиком TATA LPT 613, аналогом популярнейшего тогда в Европе Mersedes-Benz OM 352. После череды успехов корпорация решает увеличить свое присутствие на мировом рынке легковых автомобилей и в 2004 году приобретает Daewoo Commercial Vehicle Company, а в 2008 году — Jaguar и Land Rover у Ford примерно за 2 млрд. долларов.

Еще в 2005 году производственная линейка компании расширилась за счет автобусов благодаря свежекупленной испанской марке «Hispano Carrocera», а ещё через год был заключен договор с кузовным центром «Marcopolo». Это позволило существенно снизить себестоимость автопроизводства. В данный момент продукция корпорации Tata Motors включает в себя:

  1. Автомобили: люкс, спортивные, легковые.
  2. Грузовики.
  3. Строительную технику.
  4. Автобусы и микроавтобусы.

Техника продаётся по всему миру. Второй по значимости дочерней фирмой является Tata Daewoo — производитель автомобилей из Южной Кореи. Не без внимания остается направление техники на альтернативных источниках энергии — в дочернее предприятие Tata Motors по созданию электромобилей в 2021 году TPG инвестировала 1 млрд. долларов.

Заводы Tata Motors находятся не только в городах Индии, но в Великобритании, Африке и Таиланде. Корпорация также активно вкладывается в другие фирмы и проекты, не связанные с автопромом, в некотором роде являясь полноценным холдингом.

Tata Motors имеет более 95 консолидированных дочерних компаний и более 30 дочерних предприятий. Насчитывается около 5 совместных проектов с корпорациями из разных стран, включая Бразилию.

Перспективы и исследования

Исследовательские центры находятся в нескольких городах Индии, а также Великобритании, Испании и Южной Корее. Также Tata Motors принадлежит европейский технический центр, в 2021 году получивший финансирование более чем в 40 млн. долларов от материнской компании.

Продажи ведутся на рынках многих стран, распределение продаж по которым представлено ниже.

-3

Патентная активность отстает от конкурентов. По данным международного бюро ВОИС, за холдингом числится более 1300 действующих патентов. За 2021 и 2020 год ежегодный прирост международных патентов составлял около 90 штук в год. Если сравнивать с американскими и европейскими автогигантами, то это довольно скромный показатель.

К сожалению, это типичная ситуация для многих индийских компаний. В отличие от тех же китайцев, индийские бизнесмены почему-то не так активно защищают свою интеллектуальную собственность.

Итоги

Tata Motors — одна из крупнейших компаний Индии. У неё весьма стабильные финансовые показатели (представлены ниже). Пандемию корпорация пережила довольно хорошо. Перспективы у нее в целом положительные. Но очевидно, что менеджмент Tata Motors недоинвестирует в собственную интеллектуальную собственность.

-4

Внушает надежду исследовательская деятельность и ориентированность на производство электрокаров. Плюс ко всему растущий индийский рынок обеспечит спрос на ближайшие десятилетия. А в условиях международных санкций перед Tata Motors возникла перспектива увеличении доли на российском рынке. Вполне возможно, что в перспективе появятся совместные предприятия или даже исследовательские центры.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/onlinepatent

Вы также можете:

Зарегистрировать товарный знак

Внести программу в Реестр отечественного ПО

Оформить патент на изобретение и полезную модель

Оформить патент на промышленный образец (дизайн)

Получите скидку 1000 рублей на первую заявку по промокоду ZENW1

Авто
5,66 млн интересуются