Знаменитый основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия разделил мозг на три функциональных блока , участие которых необходимо для протекания любой психической деятельности. Он описал как проблемы в каждом из блоков влияют на деятельность.
1 блок-энергетический, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования.
2 блок-переработки и хранения информации поступающей из внешнего мира.
3 блок- регуляции,программирования и контроля действий.
В результате нейропсихологической диагностики отчетливо видно какой блок находиться в дефиците.
Посмотрим, какие трудности встречаются у детей с функциональной несформированностью блоков мозга.
При дефицитарности первого блока мозга ребенок быстро устает,часто испытывает трудности переключения с одного вида деятельности на другой, бывает раздражительным,обидчивым или плаксивым, может часто болеть. На уроке такой ребенок зевает, быстро перестает участвовать в учебном процессе, отвлекает других детей,вертиться или катается на стуле. Сосредоточиться на задании и распределить внимание и силы на задании он не может. При этом у ребенка сохранны все операции мышления и периодами он очень сообразителен. У такого ученика просто не хватает энергии для поддержания продуктивного состояния и он выпадает из процесса. Для поддержания тонуса мозга достаточного для активной интеллектуальной работы, в первую очередь, нужно насытить его кислородом и улучшить кровоток. Прогулки на свежем воздухе, проветривание,массаж, активационные упражнения пальцами рук ,двигательная коррекция-будут очень полезны.
Дефицит второго блока мозга чаще всего проявляется трудностями памяти,несформированности пространственных представлений,нарушения зрительного и слухоречевого восприятия т.е. в трудностях хранения и переработки информации. У таких учеников в тетрадях можно увидеть зеркальное письмо,начало строчки в середине страницы, замены букв похожих по написанию или звучанию, бывают стойкие сложности со счетом.
В коррекционной работе с этим блоком мозга могут участвуют логопеды, педагоги, нейропсихологи. Логопед помогает справиться с трудностями чтения, письма, разговорной речи. Нейропсихолог помогает развить высшие психические функции-восприятие, память, мышление. Помогает формировать пространственные представления. которые лежат в основе мышления.
При нарушении работы третьего блока мозга плохо формируется контроль за своими действиями, усвоение правил происходит очень сложно. Ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. Правила он знает, но пишет с ошибками и не соблюдает общие принятые нормы поведения. Такой ребенок(часто) не может себя контролировать , даже если хочет...Он может ходить по классу, играть когда все занимаются, не обращать внимание на замечания. Это поведение не связано с воспитанием- это дефицитарность работы лобных отделов мозга.
В этом случае нужна помощь психолога для коррекции эмоционально-личностной сферы и нейропсихолога. Он поможет формировать умение действовать по правилам,улучшить контроль за своей деятельностью. Для таких детей хороша двигательная коррекция,занятия спортом, любые игры с правилами ( настольные,двигательные,речевые).
Когда у ребенка возникают трудности развития и обучения очень часто родители пытаются устранить только конкретную трудность. Многие не задумываются, что трудность- это следствие, а ее причина остается не выявленной. Если не выявить и не проработать причину трудностей, они скорее всего вернутся в том же или уже в другом виде.
Спасибо за внимание к моей статье!
Подписывайтесь на канал! Будем вместе!