Найти тему

6 шагов к прокачке мягких навыков и личностных качеств

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Учителя часто спрашивают у меня, как развить в детях... и дальше обычно называется какой-то мягкий навык или личностное качество. Что-то, что плохо измеряется тестами, ВПР-ми и ЕГЭ. Критическое мышление или кооперация или ассертивность или... Аналогично родители спрашивают: «Как мне, родителю без педагогического образования, развивать в ребёнке...., если даже учителя в школе часто не знают как?»

Ответ тут прост. И одновременно сложен. Невозможно научить тому, что не делаешь сам. Или во что не веришь сам. Учитель и родитель — ролевые модели, это банальность, которую мы все знаем. Но почему-то, как только речь заходит о плохо поддающихся измерениям компетенциям, мы забываем посмотреть на себя. А у меня самой хорошо развито критическое мышление? А кооперация для меня, действительно, ценность? В нашей семье все устои, традиции, рутины громко кричат об этой ценности? Всё как с гаджетами. Прежде чем требовать от ребёнка сократить экранное время, хорошо бы самому перестать скролить ленту на его глазах.

Первый и главный шаг к развитию мягких навыков и личностных качеств в детях — начать с себя. Найти эти навыки и качества в себе, если их там нет, то прокачать. И тут пригодятся любые техники осознанности. Прокачать в себе что-то поможет именно она. Про осознанность есть море книг, лекций, курсов. Не буду повторяться. Поделюсь своим алгоритмом, как это обычно делаю я. Для меня работает. Так я прицельно развивала такие навыки, как ассертивность, напрочь убитую за 10 лет школы, навыки публичных выступлений, коммуникации и сотрудничества (при том, что я интраверт и предпочитаю сидеть в берлоге) и многое другое.

Итак, что я обычно делаю:

1. Погружаюсь в тему. Ищу все, какие есть на эту тему исследования, большие данные, чтобы понять корреляции, от чего зависит, какие факторы благоприятно влияют, выделяю для себя, на что делать ставку в развитии компетенции. Выстраиваю алгоритмы прокачки компетенции. На основе исследований, книг, лекций, тренингов, TEDtalks, личных историй.

2. Наблюдаю за другими. Настраиваю оптику, пытаюсь увидеть эту компетенцию в других. В реальных людях, в героях книг и кино. Отмечаю для себя: «А, вот это та самая ассертивность же? Так, что он ей сказал? А она как отреагировала? Беру на вооружение».

3. Пытаюсь понемногу встраивать новый алгоритм в свою жизнь. Всегда сразу отмечаю сопротивление мозга. Ему неудобно по-новому. Он стремится по привычному маршруту. Фиксирую это. Принимаю это, и своё раздражение и желание больше никогда так не повторять. Вспоминаю, что это нормально, мне такое сопротивление обещала когнитивная психология, и оно пройдёт. Уперто иду по новому алгоритму снова и снова. Где-то на третий, а когда и пятый, а когда и десятый раз уже вижу: «Работает! Совсем другое дело!»

4. Обязательно праздную каждую такую маленькую победу. Мозг не только ленивый, ещё и ведёт себя, как маленький. Ему нужны подкрепления.

5. Рефлексирую каждый день. Поэтому важно не прокачивать сразу много компетенций. По одной. Работаем над ассертивностью, значит, пока только над ней. Но важно, крайне важно каждый день рефлексировать «Раньше я думала..., а сегодня я попробовала... и поняла, что....», «Сегодня я узнала, что когда я делаю так...., то...». Я делаю так теперь уже не только в конце дня, но вообще после любого обучающего опыта: книга, фильм, лекция, новый проект, новая встреча. После каждого обучающего опыта, который мне подкидывает мир, я останавливаюсь на минутку и думаю, что я узнала.

6. Проговариваю. Вот это пункт важен не только для себя, но как раз для ребёнка, который рядом. Буквально, как только я вижу, что сейчас я продемонстрировала компетенцию, я беру ребёнка, фокусирую на пару минут его внимание: «Как ты думаешь, почему я сейчас сделала так? А ты бы как сделал? А что эффективнее? А знаешь, как это качество называется? А знаешь, что наука говорит, почему оно полезно? А рассказать, как его можно прокачать?» Соответственно, если я - учитель, я со своими детьми в классе веду такие же рефлексивные разговоры. Важно! Это не трата времени. Это инвестиция времени. Ребёнок с прокачанными мягкими навыками и личностными качествами (среди которых, на минуточку в современных образовательных профилях и самоорганизация и целеполагание) учебный материал усвоит в разы легче и быстрее.

Ну и на этом шестом пункте мы плавно переходим как раз к тому, как развивать мягкие навыки и качества в детях, при условии, что у нас эти навыки и качества уже есть. Об этом следующая статья.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.