Найти в Дзене
ПСИХОСОМАТИКА

Психосоматическая семья: детство как источник повреждения

Оглавление

Автор: Екатерина Тур, врач, психосоматолог

Терпение, подавление, отвержение - три принципа воспитания, которые передаются из поколения в поколение. И чем дольше передается, тем более подверженными психосоматической патологии становятся дети.

До тех пор, пока родитель не разорвет цепочку передачи этой психической боли и не станет тем самым первым звеном, дающим любовь, заботу и радость своему ребенку. Сегодня мы говорим о том, что практически вся психосоматика взрослого человека была заложена в его детстве.

То, что работает в сознании, было передано, впитано и установлено в раннем детстве и нужно для того, чтобы передать дальше стереотип поведения, который в свое время (возможно!) спас семью от какой-либо угрозы.

Стереотип терпения: все терпели и ты потерпишь

Психосоматическая семья строится на стереотипах. Внутри такой семьи никто не поощряет свободное проживания чувств и эмоций. Ребенку не разрешают свободно проявлять негативные эмоции.

Их подавляют, жестко отвергают и заставляют терпеть. Ребенок перенимает стереотип подавления эмоций, и, как следствие, не умеет своими эмоциями управлять. Непрожитые, подавленные эмоции - это всегда соматизация.

Проявления могут начаться в раннем возрасте (нейродермит, дерматит, различные формы желудочной или кишечной диспепсии и т.д.). А могут и позже, когда ребенок вместе со стереотипом подавления перенимает и стереотип терпения - в семье нельзя реагировать на боль, ни на физическую, ни на эмоциональную - "во всем, что с тобой происходит, виноват только ты сам".

Концепция формирования психосоматических заболеваний по Сидорову П.И.
Концепция формирования психосоматических заболеваний по Сидорову П.И.

5 признаков психосоматической семьи

Не смотря на то, что сознательное родительство развивается и психически благополучных семей становится все больше, к сожалению, до сих пор существует огромное количество родительских пар, повреждающих своих детей. Признаки:

1. Гиперопека и гиперконтроль над ребенком. Родитель целиком и полностью контролирует и управляет ребенком, не дает ему развиваться самостоятельно, максимально включает в жизненных проблемы ребенка. У ребенка сломаны защитные механизмы, он не способен противостоять взрослому.

2. Истероидный родитель, сверхчувствительный к стрессу другого члена семьи. Часто в этой категории признаков встречаются также родители с нарциссическим расстройством личности, который требует от своего ребенка невероятных достижений, и способен психически отказаться от него, если ребенок не показывает явные таланты и способности.

3. Дезадаптированный родитель, которые не способен менять правила общения и взаимодействия с ребенком тогда, когда обстоятельства меняются. Жесткие правила, которым необходимо следовать. Ригидные (жесткие) отношения в итоге обучают ребенка подавлять, терпеть и отвергать свои собственные эмоции и проявления.

4. Избегание любых конфликтов, несогласий, открытое подавление мнения ребенка, которое не совпадает с мнением родителя. Мнение ребенка систематически не учитывается, не обсуждается его точка зрения. Если конфликт все-таки возникает, он протекает демонстративно открыто, ярко и болезненно, его главная цель - сломать, унизить и подавить маленького человека, доказав ему превосходство родителя.

5. Ребенок является стабилизатором скрытого конфликта между родителями.

Обратите внимание, что мы даже не коснулись темы тирании, депостизма и открытого эмоционального подавления. Все пять признаков могут встречаться в нормальных, благополучных семьях, и чтобы распознать их, родитель должен задавать себе вопросы.

Он должен сомневаться в том, а хороший ли он родитель для своего ребенка. Но не изводить себя сомнением, а предпринимать разные действия для того, чтобы восстановить с ребенком здоровые межличностные отношения.

Патогенные особенности психосоматической семьи

Если выходить за рамки "нормальной семьи", психосоматическая семья имеет несколько внутренних особенностей. Например:

  • родитель неспособен, не готов и не обучен тому, чтобы с раннего возраста распознавать телесные и эмоциональные состояния ребенка
  • родитель не предает значимости психическим переживаниям ребенка (невнимательность, ненаблюдательность, отсутствие времени, отсутствие желания)
  • отсутствие вербальных конструктивных методов решения конфликтов
  • подключение ребенка к конфликтам между родителями
  • постоянный крик, давление, подавление, наказание ребенка
Крик - это форма психологического воздействия, которое по своей интенсивности сопоставимо с физическим. Родитель, систематически повышающий голос, принимает активное участие в формировании будущей психосоматики у своего ребенка.

Психологические проблемы в таких семьях отрицаются. Отец никогда добровольно не обратится к психологу, а мать пытается найти проблему в ребенке.

-2

Вторичная выгода

Именно в детстве уместно такое понятие, как "вторичная выгода" - чтобы родитель услышал, полюбил и поддержал, приходиться использовать "поведение больного".

Ребенок обучается этому инстинктивно. Он, как отдельная от родителя, личность пытается адаптироваться к неблагоприятным для него условиям. Иногда вторичная выгода формируется и у родителей: когда ребенок заболевает, они прекращают конфликты, видоизменяют отношения между собой и сглаживают острые углы. Это и есть стабилизация ситуации при помощи болезни у ребенка.

© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.

Поделитесь Вашим мнением! Часто ли вы сталкиваетесь с такими семьями? Было ли нечто похожее в вашем детстве?