Продолжим, наш цикл статей про историю автомобиля. Мы уже разобрали, с чего всё начиналось: паровая тяга, появление бензинового ДВС, отдельно рассмотрели дизельные двигатели.
Сегодня, будем знакомиться с электромобилем. Одним из интересных моментов, можно считать то, что появился он раньше, чем машины с ДВС.
XIX век
Ещё в 1828 году, венгерский изобретатель Аньош Йедлик, сконструировал движущуюся на электрической энергии тележку.
Конечно, это был не автомобиль, скейтборд скорее, но изобретение послужило катализатором развития электромобиля.
В 1881 году, Густав Труве представил на Международной электрической выставке в Париже, электромобиль.
В 1899 году, в Санкт-Петербурге, инженер-изобретатель Ипполит Романов, сделал первый электрический, русский омнибус, вместимостью на 17 человек. Заимствовав компоновку у английских кэбов, где извозчик располагался сзади, на высоких козлах. На автомобиле был свинцовый аккумулятор системы Бари и требовал подзарядки каждые 64 км. Мощность составляла 4 лошадиных силы. Развивая скорость от 1.6 до 37.4 км. Разработав схему городских маршрутов, Романов получил разрешение на работу, но не нашёл необходимые инвестиции.
Не успев появиться, электромобиль стал ставить рекорды. La Jamais Contente с пулевидным кузовом, управляемый бельгийским пилотом Камилем Женацци, первым преодолел 100-километровый барьер скорости на суше (а если точнее, скорость составила 105 км/ч).
Рекорд по продолжительности поездки без зарядки, принадлежит электромобилю фирмы «Борланд Электрик» проехавшему 167 км. Средняя скорость составила 55км/ч.
XXвек
Начало 20-го века, для электромобилей, выдалось довольно неплохим. Скорость и запас хода с бензиновыми ДВС был примерно одинаковым. С 1900 по 1910 год, большое распространение получили электрические автомобили, в США их было 38% от общий массы, 40% - паровые, 22% - бензиновые.
Однако их главным минусом, была система подзарядки и несмотря на то, что в 1906 году, в эксплуатацию поступил относительно простой выпрямитель тока, проблему это не решило.
В 1960-е года, из-за экологических проблем, интерес к электромобилям вернулся, в 1970-е годы он окреп, на фоне резкого роста стоимости топлива.
4 декабря 1978 года, на Ульяновском автомобильном заводе, выходит партия электромобилей, созданная на базе УАЗ – 451М.
В 1980-е года, создаются опытные образцы ВАЗ – 1801 и ВАЗ – 2802.
Но после 1982 года, изменившаяся ситуация на нефтяном рынке убивает интерес к электромобилям, плюсом был недостаток химических источников энергии.
XXI век
Сейчас, мы наблюдаем с вами, возросший интерес к электромобилям. В Норвегии хотят пересесть на электромобили уже к 2025 году, в Англии, Дании, Нидерландах, Швеции Ирландии к 2030 году. Китай и Япония к 2035 году, а Испания и Франция к 2040 году.
В 2008 году, Tesla Motors из Кремниевой долины, стала выпускать спортивный электромобиль Tesla Roadster, не уступающего ни в скорости, ни в динамике, комфорте передвижения.
29 ноября 2010 года, в конкурсе Европейский автомобиль года, победил электромобиль Nissan Leaf.
В январе 2017, электромобиль Rimac Concept One, выиграл драг-заезд у Bugatti Veyron.
В декабре 2020 года, на ежегодной выставке «Вузпромэкспо» ПАО «Камаз» презентовали новый российский электромобиль Кама-1.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- высокий КПД 90-95% в сравнении с ДВС 22-42%;
- не нуждается к коробке передач, а соответственно в её ремонте и обслуживании;
- не расходует моторное масло;
- большой межсервисный пробег;
- уровень выбросов углекислого газа, с уровнем выброса вредных веществ при производстве аккумулятора на 22% меньше, чем у дизельных авто, на 28% меньше, чем у бензиновых.
Преимущества:
- меньший запас хода, в сравнении с большинством автомобилей с двигателем внутреннего сгорания;
- при сильных морозах, электромобили сильно теряют в запасе хода;
- также в процессе эксплуатации, АКБ деградирует из-за чего также снижается запас хода;
- свобода перемещения на автомобилях с электродвигателем, тесно связанна со станциями подзарядки, как и у ДВС с АЗС, однако станций подзарядки гораздо меньше, что сковывает обладателей электромобилей.
П.С. Спасибо за внимание, за то, что дочитали.