Найти тему
Разговоры на кухне

Психологический эксперимент с куклой Бобо

Или о том, как дети копируют модель поведения взрослых.

Недавно открыла для себя один важный эксперимент, который лег в основу этого научного знания — о копировании детьми модели поведения взрослых.

Речь идёт о психологическом эксперименте канадского психолога Альберта Бандуры «Кукла Бобо», проведенного в 1961-м году. Причём Альберт проводил две серии экспериментов, для которых он разработал надувную ярко раскрашенную с человеческий рост куклу, с утяжелением на дне. Работала она, как наша матрешка, — кукла не могла лежать на боку, а только стоять или наклоняться, если её толкать и пинать. Яркие краски должны были обращать на себя внимание детей и желание с ней повзаимодействовать.

Фото с сайта: pulse.mail.ru. Кукла Бобо и её создатель
Фото с сайта: pulse.mail.ru. Кукла Бобо и её создатель

Первый эксперимент. Изначально было отобрано 72 ребенка (половина из них — мальчики, а половина — девочки), за которыми пристально наблюдали до самого эксперимента. Задача была — отобрать детей с приблизительно одинаковым агрессивным поведением или состоянием агрессивной тревожности. Возраст детей: от 3х до 6ти лет.

После дети были разделены на 2 группы: первой показывали, как один взрослый бьёт куклу, при этом взрослые старались делать это неординарно, чтобы точно удостовериться, будут ли малыши проявлять те же действия или нет. Для второй группы взрослый не проявлял никакой aгрессии по отношению к кукле, играя с другими игрушками. И после этого детям давали возможность «поиграть» с игрушками взрослых, в том числе и с этой куклой. Надо ли говорить, что дети первой группы проявляли aгрессию, в отличие от второй? Что важно, дети проходили испытание индивидуально, то есть, каждый ребенок сам принимал решение, ориентируясь только на взрослого.

Во второй серии экспериментов, Бандура поделили детей на 3 группы: первая группа видела, как после ужасного обращения с куклой Бобо взрослого наказывают, во второй группе дети видели, как взрослого поощряли, а в третьей — взрослого никак не наказывали и не поощряли и дети это видели. Опять-таки, после того, как детям давали возможность взаимодействовать с этой же куклой, те дети, которые видели поощрение, вели себя таким же aгрессивным образом. И также, каждый ребёнок проходил испытаний индивидуально.

При этом мальчики демонстрировали чаще агрессивный тип поведения, чем девочки при первичном взаимодействии с куклой. Однако, если детей просили вести себя с куклой также, как и взрослые, то девочки выполняли такое поручение наравне с мальчиками. То есть, при постановке соответствующей задачи, гендерных стереотипов уже не наблюдалось. То есть девочки, очевидно, способны на такой же стиль поведения, как и мальчики.

Почему вдруг этот эксперимент привлек мое внимание? Да просто потому, что сейчас очень актуальна тема буллингa, а у нас в школах этому мало уделяют внимания, если уделяют вообще. Могу смело заявлять, так как изучала воспитательные и психологические программы некоторых школ. Они насыщенные, но не в этом аспекте. Нет ни одного мероприятия на эту тему, а трaвля в школах есть. Кажется, что полезно и интересно почитать родителям и учителям, чтобы лишний раз задуматься, а что из их модели поведения возьмут для себя дети? Ну, а этичность эксперимента — вопрос другой, отдельный.

P.S. Если статья понравилась, прошу поставить лайк. Всем полезных знаний!

Для написания статьи использовала материалы Википедии и материалы курса повышения квалификации «Буллинг в школе: вызов учителям. Принципы и практики прекращения и предотвращения травли в образовательной среде» на онлайн-площадке «Фоксфорд».

#психология #эксперимент #воспитание #школа #семья #родители #фоксфорд