Казанский собор с его уникальной колоннадой знаменит не только великолепной архитектурой, но и своей патриотической историей. Он был построен в 1811 году для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери, но после Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал ещё и храмом-памятником русской воинской славы. В 1813 году в нефе собора был захоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Над его гробницей поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородино в 1812 году. В 1813 - 1814 годах в Казанском соборе были выставлены на всеобщее обозрение военные трофеи: 97 ключей от крепостей и городов, взятых русской армией, и 107 французских знамён разгромленных полков. В 1912 году большинство трофеев были переданы в Государственный исторический музей в Москве. В 1837 году, к 25-летию Отечественной войны 1812 года, перед храмом у концов колоннады были установлены бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли работы скульптора Орловского.
Своей колоннадой Казанский собор напоминает собор Святого Петра в Ватикане, а куполом - по странному совпадению - собор Дома инвалидов в Париже с гробницей Наполеона. Совпадение заключается именно в том, что и в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, и в соборе Дома инвалидов в Париже, захоронены полководцы войны 1812 года - генералы победоносных сражений, с которыми у россиян ассоциируется, разумеется - Кутузов, а у французов, соответственно - Наполеон. Французы, как ни странно, самонадеянно считают, что у них было больше побед в той войне, чем у русской армии, несмотря на то, что поход Наполеона в Россию закончился бесславным поражением. Тем не менее в соборе Дома инвалидов возвеличенный французами Наполеон захоронен в помпезном многослойном саркофаге, как фараон.
Гробница Кутузова не такая помпезная - она находится в северном приделе Казанского собора, внизу, в склепе. В нефе гробница окружена металлической решёткой, а её опоры сделаны в виде пушечных стволов. Решётка украшена позолоченными бронзовыми лавровыми венками и родовым дворянским гербом Кутузова. Память об этом полководце нашла воплощение в высочайшей военной награде - в годы Великой Отечественной войны, в июле 1942 года, был учреждён орден Кутузова, которым награждают лучших военачальников за успешные фронтовые операции и за укрепление обороноспособности государства.
О том, как образы героев войны 1812 года вдохновляли ленинградцев, отправлявшихся на фронт в годы Великой Отечественной войны от памятников Кутузову и Барклаю де Толли, читайте в конце этой статьи.
А начиналась история Казанского собора в первой половине XVIII века.
На том месте Невского проспекта, где в начале XIX века был возведён Казанский собор, раньше находилась скромная церковь Рождества Богородицы, построенная в первой половине XVIII века, предположительно, по проекту архитектора Михаила Земцова. На освящении храма Рождества Богородицы в 1737 году присутствовала императрица Анна Иоанновна. Перед освящением в храм был перенесён образ Казанской иконы Божией Матери - список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Предание гласит, что вскоре после пожара, уничтожившего большую часть Казани летом 1579 года, девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра и была найдена икона Богоматери, один из списков с которой впоследствии был перенесён в храм Рождества Богородицы на Невском проспекте в Петербурге. Существует предположение, что тот образ Богоматери был написан по заказу Прасковьи Феодоровны, вдовы царя Иоанна V Алексеевича, и привезён в Санкт-Петербург из Казани по повелению Петра I в 1708 или 1710 годах.
В 1739 году в церкви Рождества Богородицы перед иконой Казанской Божией Матери венчались принцесса Анна Леопольдовна (племянница Анны Иоанновны) и принц Антон Ульрих, в 1745 году - будущие императоры Пётр III и Екатерина II.
Во время правления Елизаветы Петровны церковь Рождества Богородицы получила статус собора, который официально стал называться Казанским.
В 1762 году в том Казанском соборе Екатерина II принимала присягу гвардии после дворцового переворота.
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович с княжной Натальей Алексеевной - принцессой Гессен Дармштадтской (первой женой Павла I, умершей в 1776 году). Павел Петрович с его второй супругой Марией Феодоровной венчался уже в церкви Зимнего дворца, где впоследствии венчались все венценосные пары династии Романовых.
Храму Рождества Богородицы на Невском проспекте уже при Екатерине II планировалось придать более парадный вид. Этот план начал реализовываться в годы правления императора Павла I.
Граф Александр Строганов, бывший в 1800 - 1811 годах президентом Императорской Академии художеств, сумел добиться, чтобы проектирование нового Казанского собора поручили его протеже - бывшему крепостному, тогда ещё молодому архитектору Андрею Воронихину. К тому времени Андрей Воронихин уже получил вольную от Строганова, прошёл обучение в Москве у Василия Баженова, а затем в Париже и Женеве у европейских архитекторов. Проект Воронихина получил одобрение, а граф Строганов, стремившийся через своего воспитанника войти в историю строительства главного храма Санкт-Петербурга, стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Именно Павел I мечтал превратить церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте в величественный храм, похожий на собор Святого Петра в Ватикане.
Казанский собор на Невском проспекте возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора.
22 ноября 1800 года, через восемь дней после утверждения проекта Воронихина, Павел I распорядился: "Для построения Казанской церкви повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года уже была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Собор планировалось построить за три года. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 рублей. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
В 1801 году была даже заготовлена позолоченная доска, на которой золотыми буквами было написано: "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, - основание святому храму положил".
До закладки собора дожить Павлу I было не суждено, но его памяти была посвящена другая табличка, впоследствии помещённая в Казанском соборе, с надписью "Соизволением Павла I-го начата 1801".
После дворцового заговора и убийства 11 марта 1801 года Павла I, его преемником стал старший сын - Александр I. Это событие многое изменило в истории России, но, к счастью, не коснулось Казанского собора. Хотя Воронихин и опасался, что новый император откажется от возведения храма по проекту, одобренному Павлом I , но Александр I не прекратил строительство. Торжественная закладка храма состоялась 27 августа 1801 года в присутствии Александра I, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Великих князей и виднейших вельмож.
Сохранилось много различных документов, в которых зафиксированы все этапы строительства собора.
По свидетельствам очевидцев - первые три года строительства Казанского собора прошли в беспрерывной борьбе с водой, которая просачивалась из Екатерининского канала. Ускорить работы по откачке воды удалось в 1802 году с помощью винта с горизонтальным колесом - изобретением вологодского самоучки - землекопа Чусова. В 1803 году были закончены работы по укреплению котлована сваями, после чего был заложен фундамент с гранитным цоколем и кирпичной кладкой.
Одновременно с закладкой фундамента начались работы на карьере в деревне Пудость в Карелии, где добывали известковый туф, имевший сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены и колонны собора Святого Петра. Известковый туф из деревни Пудость называют пудостским камнем. Он легко добывается, при этом прост в обработке - поддаётся шлифованию и полированию. Но есть у известкового туфа и недостатки - пористость и ноздреватость, которые, по мнению оппонентов Воронихина, могли привести к быстрому разрушению камня в условиях влажного петербургского климата. Итальянский камень травертино тоже относится к известковым минералам, и своей пористостью способен конкурировать с пудостским камнем, но ватиканская колоннада выдержала испытание временем. Однако питерский климат не выдерживает никакой конкуренции с ватиканским, поэтому Воронихину трудно, видимо, было ссылаться на опыт Бернини, который выбрал травертин для отделки колоннады собора Святого Петра. Так что пришлось молодому архитектору искать другие аргументы для своих оппонентов. С проблемным пористым пудостским камнем Воронихину помог справиться русский купец и скульптор-каменотёс Самсон Суханов, применивший впоследствии свой опыт при возведении Ростральных колонн. Самсон Суханов предложил затирать облицованные пудостским камнем поверхности рижским алебастром и покрывать их серовато-жёлтой краской, имитирующей основной оттенок туфа. Обосновав свой выбор, Воронихин принял решение использовать туф из деревни Пудость в качестве основного строительного материала для облицовки стен собора и его колоннады.
Не только отделочными материалами и колоннадой, но и своим проектом Казанский собор Воронихина напоминает собор Святого Петра в Ватикане. Различий, разумеется, тоже немало - не только в архитектурных деталях, но и в размерах. Если грандиозная колоннада ватиканского храма создавалась Бернини в соответствии с масштабами монументального собора Святого Петра, возведённого на самой большой площади Ватикана, то колоннада Воронихина строилась пропорционально размерам Казанского собора, органично дополнила его архитектурный образ и сформировала градостроительный облик компактной Казанской площади, украсив перспективу Невского проспекта.
По архитектурному проекту Воронихина изначально предполагалось возведение двух колоннад - с северной и с южной стороны храма. Но в ходе строительства первоначальный проект был скорректирован, и ограничен возведением одной колоннады коринфского ордера, обращённой только к Казанской площади на Невском проспекте.
В центре площади после сноса церкви Рождества Богородицы в 1811 году был установлен четырёхгранный деревянный обелиск вместо запроектированного Воронихиным мраморного - имитации ватиканского обелиска. Обелиск на Казанской площади простоял до 1826 года, впоследствии на его месте в 1900 году установили фонтан с чашей из красного гранита работы Я. А. Брусова.
На некоторых картинах, написанных в 20-х годах XIX века ещё можно увидеть обелиск в центре площади перед колоннадой Казанского собора.
Всего 136 колонн образуют колоннаду и портик Казанского собора (для сравнения - колоннада ватиканского собора состоит из 284 колонн).
Длина Казанского собора с запада на восток 72,5 метра, с севера на юг - 57 метров. Здание вытянуто с запада на восток в форме латинского креста и увенчано высоким куполом. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 метр (высота собора Святого Петра - 136,6 метров). Но Казанский собор - одно из самых высоких купольных зданий Санкт-Петербурга (выше только купол Исаакия - 101, 5 метров).
Купол Казанского собора поддерживается четырьмя мощными столбами - пилонами. Диаметр купола превышает 17 метров. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики интуитивно разработал и применил металлическую конструкцию, за счёт чего купол обрёл лёгкую изящную форму.
Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом.
Воронихин сам лично занимался выбором отделочных материалов, выезжая на прииски и карьеры, где добывался камень, применявшийся при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие пара отправилась в Карелию, видимо решив совместить приятное с полезным. Посетив карельские гранитные карьеры под Выборгом, Воронихин решил, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере Казанского собора.
Всего в интерьере собора 56 гранитных колонн. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает - "гнилой камень". Местное население связывает это название с тем, что выходы массива гранита на поверхность земли прежде были в болотах, пахнувших гнилью. В XVIII веке выборгский гранитный массив был крупнейшим в мире. Ломку гранита у Выборга выполняла артель каменщиков Самсона Суханова по своему особому методу откалывания монолитов от скалы. Заготовки перевозили в Петербург на специальном корабле, сконструированном Воронихиным из трёх барж, выгружали у Адмиралтейства и с помощью катков доставляли во двор на Конюшенной площади, где 340 каменотёсов вырубали и полировали колонны.
Кроме гранита в отделке собора использовались и другие минералы - эстонские доломиты, алтайские порфиры, мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир и яшма исключительно отечественного происхождения.
Ступени алтаря и царского места облицованы малиновым кварцитом из Карелии. Эта же горная порода вместе с чёрными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Для облицовки мозаичных полов Казанского собора архитектор Андрей Воронихин использовал разные сорта рускеальского мрамора.
Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из "французского" алебастра, единственного, по словам историка, литератора и выдающегося архитектора Андрея Петровича Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".
Итак, собор Казанской иконы Божией Матери – полностью русский архитектурный феномен. Он был возведён отечественными мастерами, по проекту русского архитектора, из отечественных строительных материалов, в стиле русского классицизма, но по образу европейских храмов.
Прототипом Казанского собора, кроме уже упомянутого ватиканского собора Святого Петра, и парижского собора Дома инвалидов, называют собор Святого Павла в Лондоне, собор Святого Марка в Венеции и церковь Святой Женевьевы в Париже. На формирование русского классицизма, вероятно, повлияла и флорентийская архитектура. Выходящие на Невский проспект бронзовые северные ворота Казанского собора напоминают знаменитые "Врата рая" XV века баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Флорентийские ворота работы итальянского мастера Лоренцо Гиберти назвал "Вратами Рая" Микеланджело за богато отделанные золочёные панели с изображениями ветхозаветных сюжетов.
Отливка и чеканка бронзовых ворот Казанского собора была осуществлена после окончания его строительства, которое завершилось в 1811 году. Расходы на строительство собора составили 4,7 млн рублей.
История создания иконостасов и царских ворот Казанского собора заслуживает отдельного внимания. В соборе три алтаря. Южный освящён в память Рождества Пресвятой Богородицы, главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (он ближе к Невскому проспекту) — во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Первоначальные иконостасы были созданы по проекту Воронихина и установлены в 1811 году. В центральном иконостасе расположена главная святыня собора — образ Казанской иконы Божией Матери. Ко дню освящения собора 15 сентября 1811 года она была покрыта ризой из золота 84-й пробы с драгоценными камнями — крупным сапфиром, множеством рубинов, бриллиантами и жемчугом, подаренными церкви членами императорской семьи. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву.
В это же время произошло выдающееся в истории Казанского собора событие. 23 декабря Кутузов отправил Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию несколько слитков серебра и письмо следующего содержания: "Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы....Предводитель Войска Донских казаков, граф М.И. Платонов и вместе с ним все его воины и я желаем, чтобы слитки сие, составляющие весу сорок пудов серебра, были обращены в изображения четырех Евангелистов и служили убранством церкви ... Все издержки, нужные на изваяния сих Святых Ликов, принимаем мы на свой счет. Прошу Ваше Высокопреосвященство взять на себя труд приказать найти искусных художников, которые могли бы удовлетворить нашим благочестивым победителям, изваяв их из серебра, усердием их приносимого Божию храму, Лики Святых Евангелистов…"
"Донское серебро", отбитое у неприятеля, о котором пишет Кутузов, было похищено французами из русских церквей.
Строительство собора затянулось из-за непредвиденного обстоятельства. В апреле 1814 года., через два месяца после смерти Воронихина, под куполом собора произошел обвал штукатурки, и дело о "донском серебре" было отложено на длительный срок.
В результате обвала штукатурки погибла масса художественных произведений, украшавших изначально интерьеры собора.
Внутренний купол был первоначально покрыт росписью. Утерянные скульптурные работы, размещённые по фризу, и барельефы в барабане купола в 1820 году были заменены фресковой живописью в технике гризайль. Заменили на масляную живопись и скульптурные работы, изображающие четырёх евангелистов в парусах купола работы Прокофьева, Моисеева, Щедрина и Гошара.
Стены собора, подкупольные пилоны и образа иконостаса расписывали знаменитые художники конца XVIII - начала XIX веков: Бруни, Басин, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов; академики живописи императорской Академии художеств: Василий Шебуев, Алексей Егоров, Андрей Иванов, Фёдор Брюллов, Степан Щукин и Орест Кипренский.
До конца 1829 года продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран.
Только 3 марта 1834 года взамен воронихинского было решено сделать иконостас по рисунку архитектора Константина Тона из "усердного приношения войска Донского". К "донскому дару" было добавлено ещё серебро Царских Врат от сохранившегося воронихинского иконостаса, так что общее количество серебра достигло 100 пудов.
В 1835–1837 годах по проекту Тона были изменены и два других иконостаса собора - северный и южный.
В главном иконостасе по бокам от Царских врат установили четыре колонны из сибирской яшмы. Они находились ранее в Кабинете Его Императорского Величества и были пожертвованы собору в 1834 году наследником престола Александром Николаевичем. Ими были заменены серебряные колонны от старого воронихинского иконостаса.
В советское время иконостасы демонтировали, колонны из сибирской яшмы исчезли.
При изъятии церковных ценностей в 1922 году серебро со всех иконостасов Казанского собора, в том числе - с уникального иконостаса Тона, было переплавлено на серебряные слитки. В первые годы советской власти, по приблизительным данным, из Казанского собора было изъято около 2 тонн только одного серебра. Многие из оригинальных икон сохранились и хранятся сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В 1923 году собор перешёл к обновленцам - раскольникам, которые возглавили православные общины при молодой советской власти. Почти десять лет Казанский собор служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года собор был закрыт, с него сняли крест, а 15 ноября 1932 года в здании храма открыли Музей истории религии и атеизма по примеру Антирелигиозного музея, открывшегося в Исаакиевском соборе в 1931 году. В 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребённого в соборе фельдмаршала Кутузова, могила великого полководца была вновь украшена привезёнными из московского Исторического музея трофейными французскими знаменами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода русской армии в 1813 году. В первые месяцы после начала войны антирелигиозная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии и атеизма была закрыта, и к осени 1941 года в здании устроили патриотическую выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре – на его колоннаде. С 1942 года в Казанском соборе была развёрнута выставка «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта.
В блокадном городе на Казанской площади у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года Кутузову и Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для подъёма боевого и патриотического духа воины перед отправлением на фронт посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала Кутузова и возлагали на нее цветы. Патриотическая выставка «Отечественная война 1812 года» в стенах Казанского собора продолжала работать в блокадном Ленинграде несмотря на то, что храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой. Через пробитую кровлю внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись.
В 1950 - 1956 годах была проведена реставрация интерьеров Казанского собора, а в 1963 - 1968 годах - его фасадов.
Полный возврат храма РПЦ произошёл в 2000 году, когда на куполе был снова водружён крест, а собор получил почётный статус кафедрального.
Иконостас по проекту Константина Тона, уничтоженный в советские годы, восстановили в начале нынешнего столетия. При воссоздании иконостаса вместо каменных колонн установили имитации под яшму. Казанская икона Божией матери в 2001 году была возвращена на своё законное место из Князь-Владимирского собора, служившего в 1938 - 1941 годах кафедральным собором Ленинградской епархии и местом пристанища чтимого образа Казанской Богоматери.
В наши дни Казанский собор служит кафедральным собором Санкт-Петербурга. Посетить его можно свободно и бесплатно. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается с понедельника по субботу в 9:00, в воскресенье — в 6:30, а закрывается после окончания вечернего богослужения. Подробнее о его работе можно узнать на официальном сайте: "Казанский кафедральный собор".