Найти в Дзене
O K

Ростральные колонны - памятники морского величия Санкт-Петербурга

Ростральные колонны - знаменитые памятники морского величия Санкт-Петербурга. Они обрамляют Стрелку Васильевского острова уже больше двухсот лет. Ростральные колонны раньше выполняли функцию фонарей порта столицы. Сейчас огни зажигают только по праздникам, а в будни Ростральные колонны украшают Стрелку Васильевского острова и одним своим величественным видом напоминают о былых морских победах российского флота.
Ростральные колонны получили своё название от латинского слова rostrum, что означает - носовая часть корабля. Древние греки делали носовые части своих кораблей в виде острия или тарана. В Древнем Риме корабли украшали носовыми фигурами львов, драконов, сирен, изображениями богини победы Виктории, удачи - Фортуны, бога морей Нептуна.
Традиция украшать архитектурные памятники носами трофейных вражеских кораблей в честь морских побед восходит к римским временам. Захваченными в бою бронзовыми украшениями вражеских кораблей римляне украшали колонны и подиумы, которые были расположе

Ростральные колонны - знаменитые памятники морского величия Санкт-Петербурга. Они обрамляют Стрелку Васильевского острова уже больше двухсот лет. Ростральные колонны раньше выполняли функцию фонарей порта столицы. Сейчас огни зажигают только по праздникам, а в будни Ростральные колонны украшают Стрелку Васильевского острова и одним своим величественным видом напоминают о былых морских победах российского флота.
Ростральные колонны получили своё название от латинского слова
rostrum, что означает - носовая часть корабля. Древние греки делали носовые части своих кораблей в виде острия или тарана. В Древнем Риме корабли украшали носовыми фигурами львов, драконов, сирен, изображениями богини победы Виктории, удачи - Фортуны, бога морей Нептуна.
Традиция украшать архитектурные памятники носами трофейных вражеских кораблей в честь морских побед восходит к римским временам. Захваченными в бою бронзовыми украшениями вражеских кораблей римляне украшали колонны и подиумы, которые были расположены в центре
Римского форума.

Римский форум с аркой Септимия Севера, рядом с которой были расположены Ростры. Снимок из семейного фотоархива
Римский форум с аркой Септимия Севера, рядом с которой были расположены Ростры. Снимок из семейного фотоархива

Эти подиумы также называли Рострами. Они были предназначены для выступления ораторов и выполняли функцию трибун. От древнеримских трибун на Римском форуме сохранились руины, расположенные рядом с аркой Септимия Севера.

Биржа на Стрелке Васильевского острова. Фасад. Вариант 1. 1801 год.  Автор - Жан-Франсуа Тома де Томон
Биржа на Стрелке Васильевского острова. Фасад. Вариант 1. 1801 год. Автор - Жан-Франсуа Тома де Томон

Две питерские Ростральные колонны были возведены в 1805-1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона.
Жан-Франсуа Тома де Томон в 1780-х годах получил образование в Парижской академии изящных искусств, после чего отправился в Рим изучать архитектурные памятники императорской эпохи. Древнеримская архитектура так вдохновила французского архитектора, что потом он в своих проектах и постройках использовал только древнеримский стиль.

После стажировки в Риме вернуться на родину Тома де Томону - убеждённому роялисту - помешала Французская революция, и архитектор перебрался в Вену.
В Санкт-Петербург Тома де Томон прибыл в 1799 году по приглашению князя А.М. Голицына. Известность в высшем обществе французский архитектор приобрёл благодаря своим мастерским карандашным и акварельным рисункам. С 1800 года Тома де Томон начал преподавать в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Биржа. Фасад. 1804 год. Жан-Франсуа Тома де Томон
Биржа. Фасад. 1804 год. Жан-Франсуа Тома де Томон

В Государственном Эрмитаже хранятся рисунки Тома де Томона с набросками здания Биржи и Ростральных колонн, сделанные архитектором ещё до того, как ему было поручено выполнить проект ансамбля Стрелки Васильевского острова.

Фасад здания Биржи на Васильевском острове со стороны стрелки с двумя Ростральными колоннами. 1806 год. Гравюра с рисунка. Художник Жан-Франсуа Тома де Томон
Фасад здания Биржи на Васильевском острове со стороны стрелки с двумя Ростральными колоннами. 1806 год. Гравюра с рисунка. Художник Жан-Франсуа Тома де Томон

Тома де Томон начал реализовывать свой план по обустройству Стрелки Васильевского острова в 1805 году, приняв эстафету от Кваренги. По проекту Тома де Томона в 1805-1810 годах было возведено величественное здание Биржи, построенное по образцу античного храма в Пестуме, охваченное двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. Завершает ансамбль Стрелки Васильевского острова гранитная набережная с двумя пологими спусками к Неве с величественными Ростральными колоннами. Высота каждой колонны - 32 метра. Каждая колонна украшена медными имитациями ростр - носов трофейных кораблей. Медные ростры закреплены на колоннах попарно, четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей.
Вместе с французским архитектором над проектом Ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии.
Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом
Камберленом и Жаком Тибо. Сам Тома де Томон писал: "база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и долговечную основу. Открытие законченного архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова состоялось в 1815 году.

Как раз в это же время в Риме, на площади Пьяцца дель Пополо архитектором Джузеппе Валадье и скульптором Джованни Чеккарини был возведён фонтан, воспевающий богиню Рому, украшенный ростральными колоннами. Возможно, не случайно ростральные колонны в Риме похожи на уменьшенные копии питерских Ростральных колонн. Окончательно завершил оформление площади Пьяцца дель Пополо архитектор Джузеппе Валадье в 1814 году, а Ростральные колонны по проекту Тома де Томона на Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге были возведены в 1810 году.

Внешний облик Стрелки Васильевского острова, сформированный в начале XIX века, сохранилась до наших дней. Изменилась только функциональная особенность Ростральных колонн.

В XIX веке фонари на Ростральных колоннах зажигались ночью и в туман, и служили маяками для кораблей в акватории Невы. Каждая из колонн освещала дорогу кораблям. Южный фонарь указывал путь в Большую Неву, а северный - в Малую.

Пока не было электричества, топливом для фонарей служило конопляное масло, которое заливалось в огромные чаши-светильники, расположенные на верхней площадке каждой колонны.

Стрелка Васильевского острова. 2017 год. Снимок из семейного фотоархива
Стрелка Васильевского острова. 2017 год. Снимок из семейного фотоархива

Зажигали конопляное масло служащие порта, поднимавшиеся на верхнюю площадку по винтовой лестнице, расположенной внутри каждой колонны. Горящее конопляное масло давало огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество, но этот способ освещения применяли недолго из соображений экономии. В 1957 году к фонарям подвели газ, но теперь, в наши дни, экономят и газ, и Ростральные колонны зажигают огни только по особо торжественным случаям.

Вид Стрелки Васильевского острова с Ростральными колоннами и зданием Биржи - один из самых известных пейзажей Санкт-Петербурга. Снимками с видами Ростральных колонн никого не удивишь; у каждого фотолюбителя, посетившего хоть раз Санкт-Петербург, наверняка хранятся в архиве фотографии с достопримечательностями Васильевского острова; но больше всего растиражирован вид Ростральных колонн, изображённый на 50-ти рублёвой купюре.

Вид на Стрелку Васильевского острова с Мытнинской набережной.  2017 год. Снимок из семейного фотоархива
Вид на Стрелку Васильевского острова с Мытнинской набережной. 2017 год. Снимок из семейного фотоархива

На банкноте Стрелка Васильевского острова изображена со стороны Дворцовой набережной, но, на мой взгляд, лучший вид на Ростральные колонны открывается с правого берега Невы. Там, на Мытнинской набережной, рядом с Биржевым мостом пришвартован необычный корабль с ресторанным комплексом под названием "Летучий Голландец". Это всего лишь бетонный дебаркадер, умело декорированный под судно, но и он добавляет романтики питерскому пейзажу.

Петербургская Биржа. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея
Петербургская Биржа. 1891 год. Государственная Третьяковская галерея

До широкого распространения фотографии, вид Стрелки Васильевского острова в XIX веке изображали многие художники. В Государственной Третьяковской галерее представлена картина Александра Карловича Беггрова "Петербургская Биржа", написанная художником в 1891 году. Александр Карлович Беггров - русский живописец-маринист, акварелист, академик и почётный член Императорской академии художеств. В своих предыдущих статьях я не раз рассказывала о рисунках и гравюрах Карла Петровича Беггрова - петербургского акварелиста и литографа, академика Императорской академии художеств - отца Александра Беггрова.

Произведения отца и сына Беггровых хранятся не только в Эрмитаже и в Третьяковской галерее, но и в других музеях, и в частных коллекциях.
Большинство художников XIX века рисовали виды Стрелки Васильевского острова, похоже, от Петровской набережной, которую в начале XX века соединили с левым берегом Невы постоянным Троицким мостом.

При въезде на Троицкий мост со стороны Марсова поля установлены ещё две ростральные колонны. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита, обелиски - из красного полированного гранита. Обелиски украшены рострами кораблей из патинированной бронзы, поддерживающими круглые светильники. Завершают обелиски фигуры двуглавых орлов с распростёртыми крыльями. Пьедесталы ростральных колонн-обелисков украшены мемориальными досками, посвящёнными участникам строительства моста и другим событиям, связанным с закладкой и окончанием сооружения моста. Эти колонны не так знамениты, как Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, их называют Ростральными обелисками или просто - торшерами с фонарями. Они часто попадают в кадр фотолюбителей, снимающих развод Троицкого моста. Развод питерских мостов всегда привлекал в северную столицу любителей романтики. Современную публику питерские градоначальники привлекают ещё и новыми музеями.
Последнее время в России всё более популярным становится макетирование - создание пространственно-объёмных моделей зданий или целых архитектурных ансамблей в миниатюрном масштабе.

В одном из музеев Санкт-Петербурга создан макет, на котором можно увидеть множество интересных достопримечательностей России в масштабе 1:87. Есть на этом макете и модель Санкт-Петербурга, и Стрелки Васильевского острова, и миниатюрные копии Ростральных колонн.

Гранд Макет - это национальный шоу-музей, который представляет собой пространство, площадью 800 квадратных метров, где объединены собирательные образы регионов Российской Федерации.
Питерский Гранд Макет пользуется у жителей Санкт-Петербурга и гостей северной столицы огромной популярностью. Я непременно напишу отдельную статью об этом шоу-музее. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. А пока, читайте уже опубликованные статьи, в частности - про достопримечательности Санкт-Петербурга:
"Александрийский столп, прославленный Пушкиным",
"Большая церковь Зимнего дворца - домашний храм императорской семьи",
"Зимняя канавка Санкт-Петербурга - аналог Дворцового канала Венеции",
"Новый Эрмитаж. Часть I",
"Новый Эрмитаж. Часть II",
"Старый Эрмитаж и Лоджии Рафаэля",
"Малый Эрмитаж" и
"Зимний дворец. Фотоочерк с историческими фактами".