Найти тему
O K

Колоннада Исаакиевского собора

Величественный Исаакиевский собор - один из символов Санкт-Петербурга. Это монументальное купольное сооружение выделяется в городской архитектуре, и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как легендарный собор Петропавловской крепости с ангелом на шпиле, позолоченная Адмиралтейская игла с корабликом и сакральный храм Спаса на Крови с его прославленными мозаиками.
О строительстве Исаакия и его интерьерах я рассказывала в своей предыдущей статье
"Исаакиевский собор - шедевр Монферрана". О стоимости посещения и экскурсионного обслуживания можно узнать на сайте ГМП "Исаакиевский собор". Билеты в собор и на его колоннаду продаются как на сайте, так и в музейных кассах. Редкие посетители собора ограничиваются его осмотром, большинство экскурсантов забираются и на колоннаду Исаакия, расположенную на высоте 43 метров над землёй, откуда открываются замечательные виды на многие прославленные достопримечательности Санкт-Петербурга.
На колоннаду ведут две встроенные в колокольни винтовые лестницы в 200 ступеней. Звонницы с прогулочной галереей на колоннаде соединяют наклонные открытые лестничные пролёты, защищённые металлическими конструкциями.

Поднимаются на колоннаду в юго-восточной колокольне, а спускаются - в северо-западной. Четыре симметричные колокольни Исаакия увенчаны золочёными куполами с крестами, похожими на маленькие копии главного центрального купола, барабан которого охватывает обзорная площадка колоннады. В XIX веке для звонниц Исаакиевского собора валдайскими мастерами было отлито 11 колоколов, самый большой из которых весил около 29 тонн.
Около 1930 года в антирелигиозном угаре все колокола Исаакия были сняты и переплавлены. В XX веке Исаакий пережил немало потрясений.
В годы борьбы с религиозным культом из собора было изъято 48 килограмм золотых изделий и более 2 тонн серебряных украшений, оставшееся имущество было продано через Госфонд. В Пасхальную ночь с 11 на 12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе торжественной демонстрацией опыта Фуко открылся Государственный Антирелигиозный музей (маятник Фуко демонтировали в 1986 году, а на его место под куполом собора впоследствии вернули исторического голубя, символизирующего образ Святого Духа).
В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, в соборе хранились музейные экспонаты из пригородных дворцов-музеев
Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчины и Ораниенбаума, экспонаты музея истории Ленинграда и Летнего дворца Петра I. Спасали собор от артобстрелов с помощью аэростатов, которые поднимали в небо над Исаакием. Кроме того, на крыше собора во время авианалётов дежурили бригады противовоздушной обороны. Исаакий спасли от бомбёжек несмотря на то, что каждый день противник выпускал по городу более сотни снарядов. Хотя считается, что сам собор целенаправленно не обстреливали, случайные попадания всё же были. В октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика, взрывной волной были выбиты стекла. В мае 1942 года другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола. В январе 1943 года взрывная волна от разорвавшейся у собора бомбы частично выбила стёкла уникального витража в алтарном окне.
Если внешний облик Исаакиевского собора пострадал от артобстрелов, то его интерьеры - от холода и сырости. Весной и летом героические хранители музея выносили на южный портик собора на просушку многочисленные экспонаты, спасая их от плесени. Между колоннами на верёвках развешивали ковры, портьеры и гобелены, а у основания колонн выставляли золочёные мебельные гарнитуры и проветривали бесценные картины.
Спасённые ценности из Исаакия перевезли в родные музеи в 1946 году. В 1948 году в Исаакиевском соборе возобновилась работа музея, а в 1950 - 1960-х годах собор отреставрировали, тогда у барабана его колоннады и оборудовали смотровую площадку.
Воссоздание колоколов Исаакиевского собора началось в 2012 году. Первым был отлит и в декабре 2012 года установлен на северо-восточной колокольне 10-тонный колокол. В 2013 году на юго-восточную колокольню подняли набор из 14 колоколов, а в конце 2015 года на северо-западную колокольню установили самый большой 16-тонный колокол. Этот колокол можно детально рассмотреть, проходя по колоннаде.

Грандиозность архитектурного шедевра Монферрана на высоте колоннады особенно поражает воображение. Здание Исаакиевского собора - одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне и Санта- Мария дель Фьоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 метров; длина 111,2 метров; ширина 97,6 метров, наружный диаметр центрального купола - 25,8 метров. Всего собор украшен 112 гранитными колоннами, 24 из них установлены на колоннаде. Каждая из 24-х 14-метровых колонн весит 67 тонн. Установка верхних колонн производилась после завершения основания купола в 1837 году. Только после формирования колоннады началось сооружение центрального купола, завершившегося в 1839 году установкой на его балюстраде двадцати четырёх статуй ангелов, выполненных Германом. Кроме него, над внешним обликом Исаакиевского собора работали такие выдающиеся мастера как: Клодт, Логановский, Витали и Лемер.

Покрытие куполов Исаакиевского собора проводилось в 1838 - 1841 годах методом огневого золочения.
Через 100 лет, в 1941 году, перед Великой Отечественной войной купола Исаакиевского собора покрасили тёмной масляной краской, поскольку золочёные маковки были хорошим ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Красили купола вручную четверо альпинистов-верхолазов, сверху с разных сторон спускаясь по верёвкам, закреплённым за перила у верхнего фонарика. В течение трёх недель альпинисты выкрасили все купола. А в 1946 году их отмыли, тоже вручную, сначала эмульсией из денатурата, скипидара и щавелевой кислоты, потом - горячей мыльной водой, а в завершение тщательно протёрли войлоком. При таком бережном отношении позолота не пострадала. Огневое золочение оказалось достаточно прочным, и купола до сих пор не нуждаются в повторном золочении. Но вскоре после войны реставрация потребовалась кресту главного купола. Его крепления и металлическая арматура были сильно корродированы. Крест был очищен от старой позолоты и грязи, отшлифован и покрыт лаком, после чего на его поверхность был нанесён тонкий слой сусального листового золота.
Последние реставрационные работы по ремонту кровли Исаакия были проведены к 300-летию Санкт-Петербурга. Восстанавливалась медная кровля, золочёные надписи и бронзовые горельефы фронтонов. Работа была проведена "на высоте" - в прямом, и в переносном смысле слова.

После появления новых технических возможностей в соборе была создана "безбарьерная среда", благодаря которой "Город с высоты птичьего полёта" могут увидеть все, даже маломобильные группы населения. Посетителей с ограничениями в передвижении поднимают на оборудованную для них смотровую площадку Исаакия, расположенную на высоте 37 метров, на колясках с помощью специального лифта и передвижной платформы. Для инвалидов организуют экскурсии по предварительной записи.
Остальным посетителям, которым здоровье позволяет подняться без лифта по лестницам на смотровую площадку колоннады, расположенную на высоте 43 метров, записываться не надо. Билеты можно купить свободно в день посещения, даже в разгар летнего сезона, когда желающих посмотреть на Питер с колоннады Исаакия особенно много.
Когда мы покупали билеты в кассах, нас предупредили, что на колоннаде будет полный аншлаг. Действительно, наверху было тесно, пришлось запастись терпением, медленно двигаясь по галерее в плотном потоке туристов, чтобы увидеть всю панораму города. Зато с погодой нам повезло - мы были в Питере в конце июня прошлого года, когда стояла нетипичная для северной столицы жара, а на небе не было ни одного облачка. В ясный день сверху был отлично виден весь город - до берегов Финского залива с высоткой Лахта-центра - скандально известным небоскрёбом 2018 года постройки.

К сожалению, скульптуры, украшающие фасады Исаакиевского собора с колоннады рассмотреть можно только "со спины". По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы Витали, на вершинах фронтонов – скульптуры четырёх евангелистов с их символами: на западе - Марк со львом, на юге - Матфей с ангелом, на востоке - Лука с тельцом и на севере - Иоанн с орлом. Внешние углы аттика украшены группами ангелов со светильниками. В прежние времена в праздничные дни в светильниках зажигали смолу, во время послевоенной реставрации было реконструировано освещение собора. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, а по углам здания - мощные софиты.
Святые Пётр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне, ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной, остальные фигуры отлиты из бронзы.
В этом веке при обследовании выяснилось, что коррозия скульптур, изготовленных гальванопластическим способом, составляла более 40 %. Бронзовые ангелы также были повреждены из-за коррозии и высокой парусности скульптуры, находящейся на большой высоте и обдуваемой сильными ветрами. Реставрация наружных скульптур началась в 2007 году.

В ноябре 2011 года после реставрации были установлены на место скульптуры Витали "Ангелы со светильником" с юго-западного угла собора и "Святой апостол Павел" с кровли северного портика.

Северный фасад Исаакия, портик которого украшают скульптуры святых Петра, Иоанна и Павла, обращён к Сенатской площади и Неве. Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование через сто лет, после возведения Исаакиевского собора. Эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте питерских набережных.

Главной достопримечательностью Сенатской площади в 1782 году стал знаменитый Медный Всадник - памятник Петру I, созданный в 1768–1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Некоторые историки считают, что Медный Всадник был установлен на месте первого каменного храма в Петербурге, освящённого во имя Исаакия Далматского (второго по счёту). Первый Исаакий был перестроен из деревянного чертёжного амбара у Адмиралтейства. В том скромном храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Первые два Исаакия были построены при Петре I, второй был заложен лично Императором в 1717 году. Существующий Исаакиевский собор считается четвёртым по счёту храмом, освящённым во имя Исаакия Далматского. Он возведён вместо третьего, построенного на этом месте, Исаакиевского собора.

Медный всадник летом трудно рассмотреть с колоннады Исаакиевского собора, он прячется за пышными кронами деревьев на Сенатской площади. Зато с высоты колоннады хорошо просматриваются здания Зимнего дворца, Адмиралтейская набережная, Университетская набережная на противоположном берегу Невы, здания Кунсткамеры и Петропавловской крепости.

С южной стороны фасад Исаакия обращён к Исаакиевской площади, в центре которой установлена последняя работа Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором Клодтом.
Напротив Исаакия расположено здание Мариинского дворца, в котором находится Законодательное Собрания Санкт-Петербурга. Мариинский дворец на Исаакиевской площади построен в 1839-1844 годах по проекту Андрея Штакеншнейдера и считается лучшим произведением зодчего, а назван дворец в честь дочери императора Николая I Марии, которой предназначался как свадебный подарок по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.
На Исаакиевской площади расположена, пожалуй, самая известная питерская гостиница - знаменитая "Астория", привлекающая внимание красными козырьками над окнами первого этажа на фасаде.

О всех достопримечательностях Санкт-Петербурга на колоннаде можно узнать, прослушав рассказ, транслирующийся из динамиков, установленных на куполе Исаакия. Радиоинформатор по громкой связи сообщает о том, какие исторические памятники Питера можно увидеть с разных сторон света, обходя барабан собора по смотровой площадке.
В Питере есть ещё несколько смотровых площадок, устроенных на крышах самых разных исторических объектов, например есть такая площадка на колоннаде Казанского собора, о котором я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.