Найти в Дзене
O K

Парк Рускеала

Горный парк Рускеала называют "Жемчужиной" Карелии. Расположен этот парк в окрестностях города Сортавала. В парк Рускеала можно попасть не только по автотрассе, но и по железной дороге на "Ласточке" или "Рускеальском экспрессе". Первый фирменный ретропоезд "Рускеальский экспресс" на паровозной тяге по маршруту - Сортавала - горный парк Рускеала - Сортавала - запустили в 2019 году.
Мы добирались до горного парка по автотрассе - на экскурсионном автобусе из Санкт-Петербурга. Но, добравшись до парка, не смогли удержаться от соблазна посмотреть на гудящий паровоз - локомотив "Рускеальского экспресса". Машинисты "Рускеальского экспресса" удивительно доброжелательны и гостеприимны - они с неподдельным энтузиазмом рассказывают о своей работе и приглашают прохожих, пришедших посмотреть на гудящий паровоз, подняться в машинное отделение на экскурсию, и даже предлагают покидать уголь в топку. Станция у платформы горного парка Рускеала оформлена в стиле ретро, как и поезда "Рускеальского экспр

Горный парк Рускеала называют "Жемчужиной" Карелии. Расположен этот парк в окрестностях города Сортавала. В парк Рускеала можно попасть не только по автотрассе, но и по железной дороге на "Ласточке" или "Рускеальском экспрессе". Первый фирменный ретропоезд "Рускеальский экспресс" на паровозной тяге по маршруту - Сортавала - горный парк Рускеала - Сортавала - запустили в 2019 году.
Мы добирались до горного парка по автотрассе - на экскурсионном автобусе из Санкт-Петербурга. Но, добравшись до парка, не смогли удержаться от соблазна посмотреть на
гудящий паровоз - локомотив "Рускеальского экспресса".

Машинисты "Рускеальского экспресса" удивительно доброжелательны и гостеприимны - они с неподдельным энтузиазмом рассказывают о своей работе и приглашают прохожих, пришедших посмотреть на гудящий паровоз, подняться в машинное отделение на экскурсию, и даже предлагают покидать уголь в топку.

Станция у платформы горного парка Рускеала оформлена в стиле ретро, как и поезда "Рускеальского экспресса". Первоначально эта станция задумывалась, как временная. У платформы было построено только несколько деревянных павильонов - с кассами, кафе, туалетами и "Домиком паровозного машиниста".
В 2020 году на станции горного парка Рускеала был отреставрирован поворотный круг бывшего локомотивного депо, который позволяет использовать для "Рускеальского экспресса" один паровоз вместо двух.
В 2020 году ещё планировалось продлить линию на 1 километр от временной станции в парке до мраморного железнодорожного вокзала, сохранившегося с начала XX века, однако впоследствии от этой идеи отказались, а жаль - пешком подниматься в горку к мраморному карьеру довольно утомительно.

Сам горный парк Рускеала начали обустраивать в 2004 году, как туристский объект "Мраморные ломки Рускеала" на месте "Главного" карьера, зарегистрированного постановлением правительства республики Карелия в 1998 году в качестве памятника историко-культурного (горно-индустриального) наследия местного значения.

Мрамор на месте современного парка Рускеала начали добывать шведы примерно в середине XVII века. Местный мрамор шведы в основном использовали для производства строительной извести.

Месторождение мрамора было самым крупным и многослойным из Приладожских. Оно было разведано до глубины более пятисот метров. Цвета местного мрамора варьируются от серого, сине-серого, зеленовато-серого, белого - до почти чёрного. В толще породы очень много скоплений кварца и струйчатого серпентина бурого, жёлтого и красноватого оттенков.

После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. Рускеальские земли император Пётр I подарил князю - будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину.
С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Рускеалы. В 1766 году в Рускеале началась опытная добыча мрамора. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства
Исаакиевского собора. На разработки мрамора в Карелию с Урала приехали мастера-каменотёсы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера.

Мрамор в Рускеале с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. В качестве взрывчатки использовали порох. Его забивали в просверленные в мраморе отверстия, и подрывали. Бурили отверстия с разных сторон скалы, в размеченных местах, с таким расчётом, чтобы отколовшийся после взрыва мраморный блок был пригоден для дальнейшей обработки. После взрывотехников к работе приступали каменотёсы, которые придавали блокам нужную форму.

Мраморные блоки зимой грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили тяжёлый груз до ближайшей деревни Хелюля. Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации в Хелюлю из Санкт-Петербурга приходили баржи с продуктами. На обратном пути баржи загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.
В 1803 году Рускеальские мраморные каменоломни были переданы Комиссии по строительству
Казанского собора. Для облицовки мозаичных полов Казанского собора архитектор Андрей Воронихин использовал разные сорта рускеальского мрамора.
В годы строительства
Исаакиевского собора в "Главном" карьере Рускеальского месторождения работало от 250 до 700 человек – бурильщиков, взрывников, каменотёсов, мастеров, приехавших из разных регионов России. Огюст Монферран дважды сам приезжал на Рускеальские каменоломни – в 1820 и 1821 годах.

В начале XX века месторождение мрамора интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом "Рускеала мрамор". В то время добыча мрамора велась комбинированным способом – карьерами, шахтами и штольнями, в шесть горизонтов, три из которых были подземными. В результате работ общая длина подземных тоннелей, пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина шахт – от 40 до 55 метров.
В военные годы часть подземных тоннелей Рускеальского месторождения была уничтожена, но
часть заброшенных шахт сохранилась в виде причудливых пещер и гротов, или в виде подземных озёр, заполненных грунтовыми водами. Старый мраморный карьер тоже заполнился водой. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.

Незатопленными остались все высокогорные массивы мраморного месторождения, в том числе - гора Белая, на которой велась основная добыча "белогорского" мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками.

С 1947 года вновь был запущен Рускеальский мраморно-известковый завод, который проработал до начала 1990-х годов. В 1950-1970-е годы на Рускеальском месторождении были заложены новые карьеры, в которых уже современным буровзрывным способом продолжилась добыча мрамора для производства извести, декоративной крошки и щебня.

С 1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался "Итальянский" карьер с ровными полированными уступами мраморных блоков, на которых запечатлён причудливый рисунок, образовавшийся два миллиарда лет назад.

В годы индустриального развития СССР Рускеальский мрамор применялся для украшения различных сооружений, в том числе - станций метро. Например в Ленинграде Рускеальский мрамор использовался для отделки станций метро "Приморская" и "Ладожская". Разработка мрамора Рускеальского месторождения окончательно закончилась в конце XX века.

В XXI веке началась новая эпоха и для Рускеальского месторождения, превращённого в горный парк с освещёнными туристическими тропами и многочисленными смотровыми площадками.
В праздничные дни в горном парке Рускеала проходят различные фестивали и концерты, организуются фаер-шоу и лазерные шоу. В парке развит популярный экстрим туризм – троллей и спуск в провал. В хорошую погоду летом можно поплавать на лодках и на моторизированной платформе по "Мраморному озеру". В парке при участии спелеологов Русского географического общества проложен маршрут "Подземная Рускеала". Подробнее о всех услугах, предоставляемых парком, можно узнать на его
официальном сайте.
Современный парк Рускеала - это настоящий природный заповедник и место притяжения для фотолюбителей и ценителей природы. Особое внимание фотолюбителей привлекают к себе
рускеальские белки, для которых местные умельцы соорудили кормушку у входа в парк в виде домика, похожего на сказочную избушку.
Мы были в парке Рускеала в июне этого года - ездили на однодневную экскурсию из Санкт-Петербурга. Подобные автобусные экскурсии организует турфирма
"Спутник". За один день, кроме парка Рускеала, мы успели посмотреть на подворье Коневского монастыря в Сапёрном, на крепость Корела в Приозерске, на центр Сортавалы и на водопады Ахвенкоски, но об этом я расскажу в другой своей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.