Вклад Джованни Лоренцо Бернини в создание интерьеров собора Святого Петра трудно переоценить. Великий мастер работал над скульптурным убранством собора с перерывами больше 50 лет - с 1624 до 1678 года.
Понтифик Урбан VIII доверил обустройство собора Джованни Лоренцо Бернини, интуитивно признав в молодом скульпторе универсального художественного мастера. Одним из первых значительных проектов Бернини, прославивших талантливого гения, стал монументальный бронзовый позолоченный киворий - балдахин над местом захоронения святого Петра. Его возводили почти 10 лет - с 1624 до 1633 года. Бронзу на балдахин собирали со всего Рима. Понтифик по такому случаю даже позволил разобрать бронзовые конструкции крыши портика античного Пантеона.
Одной из последних работ Джованни Лоренцо Бернини в соборе Святого Петра стал надгробный памятник из разноцветного мрамора, посвящённый понтифику Александру VII. Мудрый и опытный скульптор изобразил папу в окружении аллегорических фигур - Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика находится символ смерти - скелет с песочными часами, завёрнутый в мантию из красного мрамора. Этот памятник погребального искусства, созданный Бернини в возрасте 80 лет, стал образцом для подражания, который никто не смог превзойти.
Кроме этих двух шедевров в соборе Бернини возвёл грандиозную кафедру Святого Петра. Внутри выполненной из позолоченной бронзы композиции установлен трон Святого Апостола - древнехристианская реликвия, подаренная в 875 году папе Иоанну VIII первым королём западно-франкского королевства Карлом II Лысым.
Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
При возведении кивория под куполом собора, Бернини перепланировал центральный неф, создав в нём ниши для четырёх огромных статуй. Одну из них - фигуру Лонгина - мастер изваял собственноручно. Бернини трудился над этой скульптурой почти десять лет - с 1628 до 1638 года. Остальные статуи были созданы учениками и соратниками Бернини. Скульптуру Святой Елены - матери римского императора Константина - изваял Андреа Больджи.
Статую Вероники - святой, которая отёрла своим платком лицо Христа - создал Франческо Моки. По преданию, на платке Вероники чудесным образом отразился лик Спасителя - нерукотворный образ.
Скульптуру Андрея Первозванного изваял Франсуа Дюкенуа. Апостол Андрей был распят на косом кресте в 62 году в Патрах. Скульптура изображает апостола в момент его мученической смерти. Косой крест традиционно стали называть "андреевским" крестом.
Надгробие маркграфини Матильды Каносской (1045-1115) Бернини создал в 1633 году. Маркграфиня была первой женщиной, которой выпала честь быть захороненной в соборе Святого Петра. Её останки были перенесены из бенедиктинского монастыря в Бондено-ди-Ронкоре (Реджоло), где она умерла, завещав свои земли и огромные владения католической церкви. Во время конфликта между папским престолом и престолом Священной Римской империи Матильда пламенно защищала интересы римского папы Григория VII, На огромной территории, которой владела маркграфиня, располагались такие города, как Флоренция, Пиза, Мантуя, Сиена, Ареццо и Парма. Борьба за наследство графини между императорами и папами продолжалась после её смерти до XIII века.
Из шедевров собора самой почитаемой скульптурой, не созданной Бернини, считается бронзовая фигура Святого Петра XIII века, предположительно работы Арнольфо ди Камбио. Скульптуре приписывают чудодейственные свойства, и паломники с надеждой на исцеление натирают бронзовую ногу апостола.
В соборе Святого Петра хранится ещё одна очень ценная скульптура, которую создал не Бернини, а его великий предшественник. Пьета гениального Микеланджело украшает первую капеллу правого нефа. Богатство внутреннего убранства собора описать в одной статье невозможно. Только работ, созданных Бернини и его учениками так много, что по мнению современников мастера, стены собора Петра остались бы голыми, если бы из храма убрали все шедевры великого скульптора. В XVIII, XIX и XX веках в соборе появилось немало мемориалов и новых надгробий. Во все века в соборе хоронили римских пап. Некоторые понтифики покоятся в некрополе, который находится под собором, избранных пап хоронят в самом соборе. Один из последних понтификов - папа Иоанн Павел II, умерший в 2005 году, был канонизирован в 2014 году. Как и многие его достойные предшественники, он похоронен в самом соборе Святого Петра.
Колоннада перед собором, обрамляющая площадь Святого Петра, создана тоже великим Бернини. Этот шедевр градостроительного искусства стал образцом для подражания, который изучают во всех архитектурных институтах.
Протяжённые полукруглые подковы колоннад огибают огромную площадь, диаметр которой составляет 240 метров. Грандиозная колоннада состоит из 284 колонн, установленных в 4 ряда, и 80 столбов. Ширина колоннады - 20 метров, такая же высота колонн. Галереи увенчаны скульптурами 140 святых, высотой 3,75 метров.
В центре площади возвышается обелиск, привезённый из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы. Обелиск, как и два фонтана на площади Святого Петра, знамениты не меньше, чем колоннада Бернини. Все эти достопримечательности появились на площади в разное время. Обелиск установили перед собором Святого Петра в 1586 году под руководством архитектора Доменико Фонтана. Колоннада Бернини создана в 1656-1667 годах, а вот фонтаны, которые называют "Римскими", заслуживают отдельного внимания. Они действительно очень похожи, хотя один из них гораздо старше второго. Расположенный слева от входящих на площадь Ватикана фонтан "Антика" был создан ещё до возведения собора Святого Петра. В 1614 году архитектор Карло Мадерно увеличил высоту древнего фонтана и придал ему новые формы, украсив основание нижней чаши барельефами с папской символикой. После формирования архитектурного пространства площади в XVII веке, был установлен второй фонтан, созданный по образу и подобию первого, но с другой папской символикой на барельефе нижней чаши. Его авторство приписывают Карло Фонтана, но вполне вероятно, что второй фонтан создал сам Бернини. Для сохранения архитектурной симметрии, первый фонтан пришлось перенести на новое место. С тех пор облик площади существенно не изменился. Только перед рождеством около обелиска традиционно каждый год устанавливают рождественскую ель, а перед ней устраивают вертеп, символизирующий сцену рождения Христа. Традиция устанавливать рождественскую ель в Ватикане появилась после избрания в 1978 году на престол папы Иоанна Павла II, который был родом из Польши. Про католические традиции, музеи Ватикана и главные титулярные базилики можно прочитать в серии статей про Рим на моём канале. Вот неполный список подобных публикаций: "Рим. Главное",
"Рим. Снег на Эсквилине. Базилика Санта Мария Маджоре",
"Рим. Латеранская базилика",
"Рим. Базилика Святого Павла" и "Музеи Ватикана".