Мы продолжаем говорить о необычных терминах в русском языке и литературе. В прошлый раз мы разбирались, что такое плеоназм и чем он отличается от тавтологии. Сегодня же поговорим о трюизме.
Что такое трюизм?
Вы можете также встретить написание труизм, потому что термин этот происходит от английского true – правильный, верный. Трюизм – это общеизвестная, избитая истина.
Казалось бы, зачем писать или говорить о том, что и так все знают?
Однако 90 процентов пословиц и поговорок построено именно на трюизмах:
«Опыт – великий учитель»,
«Что посеешь, то и пожнёшь»,
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Где можно встретить трюизмы?
Во-первых, как мы уже выяснили – в поговорках.
Во-вторых, в статьях СМИ и постах в соцсетях. Наверняка вы видели тексты, начинающиеся так:
«Вкладывая в образование, вкладываем в будущее»
«Программное обеспечение должно быть надлежащим образом проверено, чтобы гарантировать, что оно работает без ошибок.» и т.д.
Все это — трюизмы.
В-третьих, в рекламных и маркетинговых текстах.
Есть такой интересный психологический эффект воздействия на публику: чем более правдивым и истинным воспринимается первое утверждение, тем охотнее люди поверят и второму. Такой прием часто можно видеть в рекламе, речах политиков и публичных спикеров. Начав с общеизвестной фразы, с которой трудно не согласиться, человек продолжает уже своей мыслью, к которой уже могут быть вопросы. Вернее, могли бы быть, услышь мы мысль отдельно от контекста. А так, согласившись с одним, вероятнее согласимся и со вторым.
Зачем используются трюизмы?
Причин для использования прописных истин может быть несколько. Например, как мы уже отметили выше, чтобы расположить аудиторию к себе, «закинуть удочку» из простой и знакомой фразы так, чтобы публика охотнее согласилась со спикером.
Также трюизмы могут использоваться и для целей увеличения объемов текста. Этим часто грешат копирайтеры. Когда у тебя есть норматив по знакам или словам, а тема уже исписана, приходится прибегать к пустым, но знакомым фразам.
Трюизм можно использовать и чтобы достичь эмоционального контакта с читателем. Дело в том, что человек принимает написанную кем-то, но уже знакомую ему до этого истину как собственные мысли. А люди любят собственные мысли, они думают: «Надо же, этот автор сказал ровно то, что я все время испытывал и думал!». Это формирует привязанность и лояльность, такой читатель вероятнее продолжит читать книгу, а не бросит на середине.
Но тут есть подводный камень: если ваш трюизм не достаточно общепринятый и известный или с ним можно спорить, то эффект пропадает. Читатель, вместо того, чтобы следить за мыслью, начнет не соглашаться с автором, находить у него все новые ошибки и несоответствия, критичнее относиться к тексту и не посоветует его читать другим.
Что же в итоге?
Трюизм - хорошая вещь, если вы знаете, зачем и где вы ее применяете, если применяете ее грамотно и замечаете, когда ее применяют против вас.
В плохих текстах часто очень много трюизмов, но плохи они не из-за наличия этих явлений, а из-за их избыточного количества. Ищите суть в тексте, посыл, идею. Если пишете о продукте, подчеркивайте преимущества продукта, а не общие рассуждения об отрасли. Если хотите передать мысли героя, ищите суть, цель его высказывания. А если читаете – обращайте внимание на трюизмы и задумывайтесь, зачем их тут привели.