Часто на том или ином этапе коучингового процесса встает вопрос о ценностях клиента, о том, что для него действительно важно, что составляет суть его личности.
Для определения ценностей клиента коуч может использовать следующие подходы:
- Слушание речи клиента. Обычно клиент часто повторяет ценностно заряженные слова, особенно при описании себя или других людей.
- Прямые вопросы о ценностях: "Что для вас ценного в этом?"; "Какие ценности для вас особенно важны?", "Почему для вас это так важно?" и т.д.
- Специальные вопросы и техники, направленные на выявление ценностей.
Существует следующие проективные техники:
Предложить клиенту: «Представьте, что на один день вы можете стать животным. «Каким?».
Затем следующий вопрос: «Какие качества в нем вам нравятся?».
Затем: «Как они проявляются в вашей жизни?»
И, наконец: «Какие ценности они отражают?»
Другой вариант:
Если бы на один год вам предложили стать деревом, каким деревом вы бы стали?
Какие качества вам в нем нравятся?
Как они проявляются в вашей жизни?
Какие ценности они отражают?
Аналогично техники можно сформулировать, начав с определения предметов, вещей важных для человека в ситуации одиночества, например:
Если бы вам пришлось отправиться в пустыню или на необитаемый остров,
Какие бы пять любимых книг вы с собой взяли?
Какие пять любимых музыкальных дисков вы бы с собой взяли?
Какие пять предметов вы бы с собой взяли?
Какие ваши пять самых любимых фильмов?
Какие ваши три самых любимых анекдота?
Какие пять предметов вы бы с собой взяли?
Также можно подойти к определению ценностей через визуализацию себя в будущем (Я успешный через 10 лет, Я на собственном юбилее), или используя более мощную методику технику конца жизни:
Представьте, что это последний день вашей жизни.
Какие напутствия вы бы дали своим друзьям, близким, всему миру?
Что бы вы пожелали им ценить?
Представьте, что вы смотрите на свои собственные похороны со своего портрета на стене.
Что вы хотите услышать от присутствующих людей?
Что, как вы думаете, они говорят?
Вспомните три сильных ярких момента в своей жизни.
Что тогда происходило?
Каким ценностям вы следовали в эти моменты?
Также можно подойти к определению техник через пиковые проживания
Назовите трех человек, которыми вы восхищаетесь? Какими их качествами вы восхищаетесь? Как это проявляется в вашей жизни? Каким ценностям это соответствует?
Что должно абсолютно присутствовать в вашей жизни? Ценности, без которых вы не можете обойтись?
Кто вы в ваши лучшие моменты? Какие качества вы цените в друзьях? Почему эти качества так важны?
У всех этих техник есть один, но большой недостаток. Предполагается, что клиент уже умеет вербализировать свои ценности, что на самом деле редкость. Мало тех кто в обыденной жизни регулярно думает о своих ценностях и об соответствии своей проживаемой жизни им.
Здесь на помощь может прийти другая более простая методика.
Список из 100 ценностей
Есть несколько способов «разобраться» в своих ценностях с помощью этого списка.
1. Попроще
Просто повычёркивать из этого списка всё, что имеет мало значения для вас, до тех пор, пока не останется 5-7 слов.
— скорее всего, для вас будет значимо больше 10 слов и остальное не захочется отсекать. Это нормально и здесь собственно и начинается «разбор», выяснение того, что важнее
— если вы что-то зачеркнули, но захочется это отменить, то это важный критерий, означающий то, что скорее всего это для вас всё-таки значимо (не ценим, пока не потеряем)
2. Посложнее
Скопировать себе таблицу с 100 ценностями и вручную перетаскивая вверх-вниз отсортировать в порядке значимости, спрашивая себя «что важнее?»
— в столбце отклонение указать от 1 до 10 насколько эта ценность проявляется в вашей повседневной жизни.
— обратить внимание на самые важные ценности от которых вы сильнее всего отклонились и подумать, как их привнести в свою жизнь.
Также можно использовать таблицу с 135 ценностями, но уже без описания, чтобы клиент мог дать свое определение каждой ценности для себя.
На мой взгляд самое ценное заключается в том, чтобы комбинировать использование таблицы с проективными подходами и методиками визуализации.
При помощи таблиц скорей всего человек будет задействовать свои логические способности, опираясь на "левое полушарие", в этом случае есть риск попасться в паттерны повседневного мышления.
При помощи проективных подходов и методик визуализации он будет задействовать больше свои творческие способности, опираясь на "правое полушарие", что позволит ему выйти за рамки повседневного и увидеть что-то новое в себе.
Те ценности, которые проявятся в проективных подходах и методиках визуализации, но будут отсутствовать после работы с таблицей, скорей всего будут отражать зону ближайшего развития человека, и это можно очень продуктивно проработать в коучинговом формате.
#коучинг #coaching #ценности #определение ценностей