Наверное, многим знакомо понятие «выученной беспомощности», но какое значение оно имеет в практике психологического консультирования? Каким образом оно формируется и предиктором чего оно может быть?
Начнем сначала. Выученная беспомощность по мнению М. Селигмана заключается в приобретенном нежелании избегать травматического воздействия после неоднократного повторения неудачных попыток контролировать его [1]. Важно сказать, что симптомы выученной беспомощности обусловлены не только наличием травмирующего события, но и его интенсивностью и регулярностью. При этом эффект может наступить как в следствии одного или нескольких воздействий.
Здесь важен не сам факт события и его содержания, а именно — неконтролируемость!
Для практики психологического консультирования выученная беспомощность важна тем, что может являться компонентом депрессии или ее причиной, что требует отдельного внимания. Отсутствие контроля при выученной беспомощности ведет к мотивационному дефициту, который выражается в снижении инициативы и настойчивости, к познавательному дефициту (тот самый мысленный фильтр, кто знаком с КПТ), и эмоциональным дефицитам, выраженным в снижении эмоциональных проявлений, а также изменениям в самооценке
Что интересно, но для формирования выученной беспомощности мы говорим не только о негативном воздействии, но и позитивном. Так, к примеру, в процессе обучения контролирующие педагогические стратегии воспитывают внешнюю мотивационную ориентацию, которая в свою очередь повышает восприимчивость к усвоению стереотипов беспомощности в сфере учебных достижений. К примеру, похвала или обратная связь относительно способностей и умений, сформулированная в контролирующем контексте в последствии приведет к снижению мотивации и формированию выученной беспомощности, к примеру, «ты сделал очень хорошо, как и следовало» [4].
Выделяют различные компоненты выученной беспомощности. Так, М. Селингман выделяет «объяснительный стиль» как понятие из теории атрибуции, который подразумевает оптимистическое или пессимистическое отношение к сложившейся ситуации и формирование прогноза развития ситуации в зависимости от отношения. Так, люди с пессимистическим объяснительным стилем чаще демонстрируют выученную беспомощность, так как склонны обвинять себя и прогнозировать негативный исход как текущих, так и последующих ситуаций. В то время как оптимистический объяснительный стиль приписывает неудачи внешним факторам.
В случае фиксации элемента неконтролируемости происходящего человек задает себе вопрос – почему это происходит? И ответ на этот вопрос детерминирует психологическую реакцию на неконтролируемость ситуации.
Если событие, которое не поддается контролю объясняется специфической причиной, то мы можем предполагать, что последствия будут менее разрушительны. Если причина является глобальной (сверхобобщающей, «потому, что я неудачник»), то высок риск генерализации на другие ситуации [1].
В практике психологического консультирования в случае выявления выученной беспомощности, важно обращать внимание на интернальность, стабильность и глобальность атрибутирования.
«Параметр локуса был призван описать направленность причинного объяснения: на себя, когда индивид воспринимает произошедшее событие как вызванное внутренними причинами («моя вина»), или на внешний мир и других людей («ты/он/она/ они в этом виноваты»). Стабильность, или постоянство, — временная характеристика, позволяющая оценивать причину как имеющую постоянный или временный характер. Под глобальностью, или широтой, понимается характеристика, позволяющая описать универсальность или конкретность причинных объяснений, склонность к чрезмерным обобщениям или, напротив, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций» [2].
При диагностике выученной беспомощности рекомендуются рассматривать именно сочетание объяснительного стиля и симптомов депрессии [3].
Если вам интересно узнать капельку больше о себе на тему выученной беспомощности, то опросники ниже вам в помощь. Большинство из них вы можете найти в интернете. Но помните, за корректной интерпретацией все же лучше идти к психологу :)
— опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ASQ), русскоязычная версия – методика «Стиль объяснения успехов и неудач» (СТОУН) Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.Ю. Шевяховой;
— шкала самооценки депрессии Бека (BDI);
— методика самооценки самочувствия, активности и настроения (САН)
— опросник «уровень субъективного контроля (УСК), Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда (1984)
Полезная литература на эту тему:
- Геранюшкина Г.П., Афраймович О.Э. Сценарии выученной беспомощности // Психология в экономике и управлении. 2013. № 1. С. 17-22.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н., Титова Граншам В.А. Краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 76-86.
- Пономарева И.В., Сизова Я.Н., Куба Е.А. Методы диагностики выученной и личностной беспомощности у молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3-4 (7-8). С. 23-26.
- Циринг Д.А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 63-68.