С каждым годом спрос на полноприводные автомобили неизменно увеличивается. Действительно, эксплуатация таких машин в условиях бездорожья будет более комфортной и безопасной, чем транспортного средства с моноприводом. Так как же работает полный привод? В этой статье мы рассмотрим принцип работы полного привода и расскажем что такое дифференциал.
Очень важно с самого начала определиться с терминологией поскольку для любого четырехколесного транспортного средства AWD и 4WD означают в общем одно и то же. Говоря обобщенно AWD подразумевает постоянный или автоматически подключаемый полный привод, а 4WD — полный привод, подключаемый и отключаемый вручную.
Рассмотрим жестко подключаемый привод. В состав системы полного привода входит:
- коробка передач
- раздаточная коробка
- передний и задний карданный вал
- передний и задний редуктор
Такая система устанавливается на многие внедорожные автомобили.
Ведущий вал коробки передач передаёт крутящий момент на раздаточную коробку. На конце этого вала находится шестерня прямой и понижающей передачи. Шестерня может перемещаться по шлицам на валу. Передвигает шестерню вилка переключения передач.
Шестерня может находиться в 3-х положениях:
1. Прямая передача
Шестерня входит внутрь шестерни жестко закрепленная на валу привода заднего моста. В данном случае ведущими становятся только задние колёса.
2. Нейтральное положение
При таком положении раздатки крутящий момент никуда не передаётся. Главная шестерня будет отсоединена и автомобиль будет недвижим, даже если на коробке будет включена передача.
- Все переключения прямой и пониженной передачи должны производиться на стоячем автомобиле с выключенным сцеплением.
3. Пониженная передача или полный привод
При включении пониженной передачи весь крутящий момент идёт через две шестерни промежуточного вала. Стоит отметить, что в раздаточной коробке стоит блокировка, которая не даст включить понижающую передачу, пока не будет включен полный привод. Полный привод включается шестернёй на промежуточном валу. Положений тут всего два: когда передние колёса подключены и когда нет. При включении полного привода момент распределяется на задние колёса и на передние через шестерню жестко закрепленную на валу привода переднего моста.
Вращение на колёса от раздатки передаётся посредством карданных валов и через дифференциалы на передних и задних мостах непосредственно на сами колёса. Благодаря тому, что блокировка не позволяет включить пониженную передачу без включения переднего привода, то получается так, что отдельно включить передний привод мы не можем. Можно включить отдельно лишь задний привод. Это называется прямая передача. Либо включить полный привод и полный привод с пониженной передачей.
Дифференциал
При повороте колеса автомобиля проходят различный путь. Это приводит к сильному износу шин, пробуксовке и к ухудшению управляемости машины. Дифференциал нужен, чтобы компенсировать разность угловых скоростей колес.
Дифференциал устанавливается на все автомобили в не зависимости от их привода. Дифференциал работает как устройство, которое передаёт вращение с карданного вала на колёса под углом 90 градусов. Главное его предназначение- это способность поддерживать разные скорости вращения колёс.
По принципу действия дифференциал прост. В основе лежит планетарная передача, которая состоит из шестерен-полуосей, шестерен-сателлитов, ведомой и ведущей шестерни (передача вращения выполняется через ведущую шестерню).
Вращение от ведущей шестерни передаётся на ведомую, которая находится внутри дифференциала. На ведомой шестерне крепятся сателлиты, которые вращаются на своих крепления вместе с ней. Сателлиты входят в зацепление с шестернями колёсных полуосей. Когда автомобиль едет прямо- сателлиты передают вращение полуосям сами при этом не вращаясь. Но как только авто начинает поворачивать, сателлиты начинают вращаться вокруг своей оси давая таким образом вращаться полуосям с разной скоростью.
Но в этой системе есть и свой минус. Когда при пробуксовке одного колеса- второе колесо, у которого нормальное сцепление с поверхностью попусту перестаёт вращаться. То есть крутящий момент на нём падает до нуля. Для этого инженеры придумали блокировку дифференциала, которая устанавливается на многие марки внедорожников.
Блокировка происходит за счет «отключения» шестерен‐сателлитов либо переноса мощности на загруженную полуось. В зависимости от способа перераспределения механизмы блокировки бывают полными или частичными. Распространены самоблокирующиеся дифференциалы — они устанавливаются на кроссоверы. Их работа позволяет оптимально распределить крутящий момент.
Посетите наш сайт и запишитесь диагностику вашего полноприводного автомобиля. Любой ремонт трансмиссии в короткие сроки с гарантией до двух лет. Более 10 лет на рынке. Только у нас:
- Абсолютно прозрачная работа сервиса (вы можете присутствовать при дефектовке Вашей трансмиссии)
- Надежный ремонт (все наши мастера- высококвалифицированные специалисты с опытом работы от семи лет)
- Гарантия до 2-х лет
- Каждому клиенту при ремонте бесплатная эвакуация автомобиля из любой точки города
- Более 10 сервисов в Москве и Санкт-Петербурге