Идея создания метрополитена в Петербурге возникала ещё до революции, но дальше концепций дело не доходило. К 40-вым годам XX века население Ленинграда составляло порядка 3-х миллионов человек, город нуждался в дополнительном транспорте. Разрабатывались проекты строительства нескольких линий метро, но первоочередной задачей было связать новые районы юго-запада через центр с Выборгской стороной, а заодно и железнодорожные вокзалы.
Первая ветка метро должна была появиться в декабре 1942 года и включать в себя 12 станций: «Автово», «Кировский завод», «Сад 9-го января», «Площадь Стачек», «Балтийский вокзал», «Технологический институт», «Витебский вокзал», «Площадь Нахимсона», «Площадь Восстания», «Кирочная», «Финляндский вокзал», «Бабурин переулок». Но начавшаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в эти планы.
В 1946 году создаётся «Ленметропроект», который проводит два открытых и три закрытых конкурса проектов будущих станций. На открытом конкурсе рассматривали проекты станций: «Площадь Восстания» и «Балтийская». На закрытых: «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Технологический институт» и «Пушкинская». В закрытых конкурсах приняли участие выдающиеся архитекторы своего времени. Станции должны были поражать своим видом, показать преимущество советского строя. Создавались они в стиле сталинского ампира со всем его величием и торжественностью, станции должны были соответствовать своим функциям, отражать архитектурные традиции города на Неве и учитывать тематику задания по конкретной станции.
Как понятно из текста количество станций, по сравнению с довоенным проектом, сократилось.
Рассмотрим, как могли выглядеть станции первой линии Ленинградского метрополитена.
Автово
Декор станции должен быть посвящен подвигу защитников Ленинграда в годы войны. На Городском архитектурном совете рассматривались 4 проекта: проект члена-корреспондента Академии архитектуры СССР Е. А. Левинсона и архитектора А. А. Грушке, проект архитектора М. К. Бенуа, проект архитектора В. Ф. Твелькмейера, проект архитекторов М. А. Шепилевского и Я. Н. Лукина. В конечном итоге, был выбран первый из них, но из - за того, что «…авторы не передали ощущения победы и не продолжили традиций архитектуры нашего города…» проект требовалось доработать.
В результате мы имеем современный вид.
Кировский завод
По изначальной задумке данная станция должна была отражать тему индустриализации. На конкурсе 1949 рассматривалось 4 проекта: архитекторов В. А. Каменского, И. Г. Лангбарда, Я. О. Свирского, Б. М. Серебровского.
Все эти проекты были отклонены, а архитектором станции открытой в 1955 году стал А. К. Андреев.
Нарвская
Эта станция должна была быть посвящена революционному прошлому этих мест. На конкурс были представлены проекты архитектором Б. Н. Журавлевым, действительным членом Академии архитектуры СССР А. И. Гегелло, архитекторами А. И. Лапировым и Е. Н. Сандлером, а также архитектором С. В. Васильковским, В. С. Васильковским и инженером Н. В. Волопким.
Не один из этих проектов не был воплощён, был создан другой А. В. Васильевым, Д. С. Гольдгором и С. Б. Сперанским. При открытии, станция была украшена мозаикой «Сталин на трибуне», но 1961 году она была закрыта мраморной стеной.
Технологический институт
Станция посвящалась развитию науки и техники. Варианты проектов строительства этой станции были представлены действительным членом Академии архитектуры УССР Е. И. Катониным, архитекторами А. К. Барутчевым и Я. О. Рубанчиком, членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР Б. Р. Рубаненко и архитектором Л. Р. Голубовским.
Лучшим был признан вариант Е. И. Катонина. В конечном итоге был реализован проект А. М. Соколова и А. К. Андреева.
Пушкинская
Как нетрудно догадаться, тема оформления здесь – А.С. Пушкин. По этой станции были представлены проекты: архитекторами О. И. Гурьевым и В.М. Фромзелем, членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР И. И. Фоминым и архитектором Б. Н. Журавлевым, архитектором В. Д. Кирхоглани, архитекторами Н. Г. Чилингаровым и Е. И. Чилингаровой.
Изначально победителями стали О. И. Гурьев- В.М. Фромзель. Но возведён в натуре был проект Л. М. Полякова и В. А. Петрова.
Площадь Восстания
Станцию планировалось выполнить в революционной тематике, где Ленинград –колыбель революции. Так как конкурс был открытым, то из всех поступивших проектов сначала проводило отбор конкурсное жюри. Они выбрали 5 проектов: архитекторов В. В. Ганкевича и Б. Н. Журавлева (1-я премия); архитекторов А. В. Васильева и Г. А. Александрова (2-я премия); архитектора А. В. Жук (3-я премия); архитекторов А. И. Лапирова и Е. Н. Сандлера (4-я премия), архитектора А. В. Васильева (4-я премия)
Тогда победителем стал первый вариант, но реализовали проект Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, В. В. Ганкевича.
Балтийская
В оформлении ведущую роль играет военно-морская тематика. Это вторая станция, где конкурс проектов был открытым. Здесь жюри так же отобрало пять из них: архитектора Матвеева (Москва, 1-я премия), архитектора В. Д. Кирхоглани (2-я премия), архитекторов М. К. Бенуа и А. И. Кубасова (3-я премия), архитекторов К. Л. Иогансена и В. А. Петрова (4-я премия), архитектора А. И. Прибульского (4-я премия).
Но не один из этих проектов не устроил Городской архитектурный совет, в результате она была возведена по проекту М. К. Бенуа, А. И. Кубасова и Ф. Ф. Олейник.
В этом перечне нет станции метро Владимирская, потому что в проекте первой очереди 1946 года она отсутствовала.
Сейчас это самые красивые станции Петербургского метрополитена, с тех пор их облик менялся незначительно: сначала убрали декоративные элементы со Сталиным, а после 1991 года некоторые изображения Ленина.
Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санктпетербург #петербург #ленинград #архитектурапетербурга #ссср #метрополитен #метроспб #интересныефакты #историясанкт-петербурга #интересныеместа