Найти в Дзене
Иосиф Гольман

Психологические расстройства у студентов

Я сам только что опубликовал результаты исследования о связи тревожности и психологического благополучия студентов (ссылку дам в конце), и тут вдруг в РБК натыкаюсь на пересказ исследования по близкой тематике. Конечно, интересно не только прочитать, но и сравнить со своими результатами и идеями. Я в первоисточник не полез, поэтому просто цитирую РБК:

Всероссийский опрос по случайной выборке телефонных номеров (50%) и онлайн-анкетирования (50%) был проведен Russian Field 12–18 июня 2022 года. В нем приняли участие 1362 респондента из всех федеральных округов страны. Для этой выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,66%. Наблюдение за качеством сбора данных осуществлялся при помощи аудиозаписей интервью с последующим контролем 100% массива. Russian Field — исследовательская группа социологов, политологов и журналистов, которая специализируется на проведении социально-политических исследований на территории России.

Выборка приличная, специалисты - профессионалы, поэтому, думаю, полученным данным можно доверять.

Итак, что же они намерили (картинки взял оттуда же)?

Я в своей работе (два исследования: апрель 2021 г. и начало февраля 2022 г.) упирал на тревожность, а депрессию смотрел с помощью лишь одной простенькой методики. Так что мне сравнивать особо не с чем. Но общее впечатление похоже: примерно трети студентов необходима психологическая помощь. И да, девушкам приходится сложнее, чем парням, особенно, на этапе вхождения в образовательную среду.
Я в своей работе (два исследования: апрель 2021 г. и начало февраля 2022 г.) упирал на тревожность, а депрессию смотрел с помощью лишь одной простенькой методики. Так что мне сравнивать особо не с чем. Но общее впечатление похоже: примерно трети студентов необходима психологическая помощь. И да, девушкам приходится сложнее, чем парням, особенно, на этапе вхождения в образовательную среду.
Ничего не могу сказать про влияние событий на Украине (все мои данные получены  раньше). Но зато первые эмпирические исследования мы провели в начале апреля 2021 г, в разгар ковидных ограничений и страхов. Плюс - удаленное обучение, и  невозможность нормального времяпровождения, привычного для этой возрастной группы. Поэтому очень приблизительно можно сказать, что психологическое влияние любых серьезных общественных потрясений с точки зрения психологического воздействия примерно схожи.
Ничего не могу сказать про влияние событий на Украине (все мои данные получены раньше). Но зато первые эмпирические исследования мы провели в начале апреля 2021 г, в разгар ковидных ограничений и страхов. Плюс - удаленное обучение, и невозможность нормального времяпровождения, привычного для этой возрастной группы. Поэтому очень приблизительно можно сказать, что психологическое влияние любых серьезных общественных потрясений с точки зрения психологического воздействия примерно схожи.

Ну и постепенно подходим к самому интересному. РБК пишет:

Депрессией подавляющее большинство опрошенных — 75,3% — называет ментальное расстройство, еще 20% относят к ней плохое настроение.

Вообще-то уже неплохо: три четверти студентов считают депрессивное расстройство - расстройством, то есть, болезненным состоянием, а не "взгрустнулось", "с жиру бесится", "страдает фигней" и т.д. Это уже прогресс, не зря психологическая литература вышла на первые места в списке продаваемой (хотя иногда - очень зря:).

А вот дальше опять сплошные разочарования:

6,7% обратившихся к специалистам - это "позор какой-то", как говорил незабвенный Швондер из "Собачьего сердца". Другими словами, 93,3% попавших в опасную ситуацию недавних детей квалифицированной помощи получить не смогли. А депрессия - опасная ситуация. Это не просто кому-то взгрустнулось. Это реальная опасность десоциализации, соматических проблем и даже суицида.
6,7% обратившихся к специалистам - это "позор какой-то", как говорил незабвенный Швондер из "Собачьего сердца". Другими словами, 93,3% попавших в опасную ситуацию недавних детей квалифицированной помощи получить не смогли. А депрессия - опасная ситуация. Это не просто кому-то взгрустнулось. Это реальная опасность десоциализации, соматических проблем и даже суицида.

Интересно также расшифровать строку "другое". Оказалось, что выбравшие иные варианты поделились следующим образом (цитирую по РБК):

Еще четверть опрошенных в этом вопросе выбрали ответ «другое». Из них 27% занимаются спортом для борьбы с плохим настроением, 24% занимаются своими хобби, рисуют или читают, 23% играют в компьютерные игры или просматривают соцсети, 22% гуляют. О том, что они справляются с этим состоянием, плача, признались 13%.

У меня, правда, сумма цифр получилась заметно больше 100%. Возможно, разрешалось указывать не одно направление "терапевтирующей" деятельности. Отметим, однако, что 13% нуждающихся в помощи просто плачут. Это тоже иногда полезно. Но в тяжелой ситуации, коей является депрессивное расстройство, гораздо полезнее получить помощь квалифицированного специалиста.

Куда же пошли те ребята, которые все-таки решили доверить свое ментальное здоровье профессионалам?

62% - к частным специалистам, 27% - к государственным. Ответа на вопрос, к кому обратились оставшиеся 11%, я в материале РБК не нашел.

Почему к частным? Продолжаем цитату из РБК:

недоверие к методам и квалификации (52,2%), опасение дискомфорта в работе со специалистом (39,6%), сомнение в соблюдении врачебной тайны (26,9%)

Почему к государственным? Основная причина: высокая стоимость частных услуг. Здесь всё так и есть. Они по определению не могут быть дешевыми, если специалист честно учился, честно работает и всю жизнь продолжает повышать квалификацию. Думаю, облегчить ситуацию можно лишь лицензированием хорошо образованных и эффективно работающих психологов, разрешая им при этом работать по ОМС и ДМС.

Как и следовало ожидать, большая часть обратившихся к специалистам не пожалела об этом:

Большинство респондентов отмечают, что работа со специалистом улучшила их эмоциональное состояние: либо «определенно улучшила» (36,1%), либо «скорее улучшила» (44%). Но были и те, кому работа со специалистом не помогла (17,6%).

И, подводя итоги:

1. Ситуация с психологической помощью в высших учебных заведениях скорее плохая, чем удовлетворительная.

2. Эту ситуацию следует менять как можно скорее, потому что, ничего не делая, мы портим здоровье и даже калечим судьбы молодых людей.

3. Для начала можно было бы хотя бы массово тестировать первокурсников простыми методиками типа HADS (Госпитальная шкала депрессии и тревоги), выделяя группы риска.

4. Выделенным группам риска помогать, используя все наши имеющиеся, пусть и небольшие, ресурсы:

4.1. Информирование самих студентов и, с их согласия, их близких. Это важно, поскольку ни в студенческой среде, ни среди взрослых (там всё еще хуже), нет понимания того, что психологическое расстройство опасно и его надо купировать.

4.2. Использование вузовских ресурсов, (к сожалению, совершенно недостаточных: штатный психолог, если он есть).

4.3. Использование приглашенных ресурсов (для психологического просвещения, тестирования, консультирования).

4.4. Информирование студентов о платных и бесплатных ресурсах психологической помощи в их городе.

4.5. Распространение знаний о методах самопомощи при психологических расстройствах (например, моя программа, ссылку на которую дам в конце. Кстати, брошюру, вышедшую мизерным тиражом, у меня уже попросили несколько преподавателей, поскольку психологические расстройства не обходят стороной и взрослых людей).

Наверное, всего этого мало. Но лучше мало, чем ничего.

Список литературы:

1. Гольман И.А. Два взгляда на один невроз // Человеческий капитал. – 2019. – №6. С.33-58.

2. Гольман И.А. Влияние тревожности на адаптацию первокурсников колледжа // Материалы II Международного научного форума «Экстремальная психология в экстремальном мире». – М., МГППУ, 29-30 октября 2021 г.

3. Гольман И.А. Клинико-психологическая методика интегративной психотерапии при тревожных, тревожно-депрессивных и невротических расстройствах // Человеческий капитал. – 2022. – №4 (160). С.189-214.

4. Гольман И.А. Психологическое благополучие и тревожность студентов на этапе вхождения в образовательную среду // Человеческий капитал. – 2022. – №6 (162).

5. Гольман И.А. Как улучшить свое психологическое благополучие в тревожные времена? (Программа психологической поддержки и самопомощи) / – Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2002. – 42 с.

На сегодня - все.

В оформлении использована работа Никиты Павлова "Дежурный" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".

Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.

Клинико-психологическая методика интегративной психотерапии при тревожных, тревожно-депрессивных и невротических расстройствах

Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера

Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри

Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.

Тревожное расстройство поддается коррекции. Очередной пример из практики

Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам.  Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.