Saab - шведская авиастроительная компания, основанная в 1937 году, специализированная на производстве истребителей. Основой для появления фирмы стали проблемы шведского правительства с получением качественных военных самолетов, поставляемых в начале Второй Мировой войны.
Точкой кипения стала невозможность получить большое количество поставляемых из США северских Р-35 ( истребитель), с тех пор шведское правительство сделало упор на производство и разработку собственных военных самолетов.
Компания постоянно искала пути для расширения своего бизнеса, до Второй Мировой войны большинство автомобилей в Швеции привозились из США. Во время войны американские автопроизводители сделали упор на производстве танков, а к концу 1940х годов внутренний рынок США занял всё производство автомобилей.
В Европе и Швеции начался большой дефицит частных автомобилей и покупатели годами стояли в очереди за новым автомобилем.
В 1947 году компания Saab решает открыть своё автомобильное подразделение Saab Automobile совместно с General Motors.
Первым автомобилем становится Saab 92, полномасштабное производство начинается 12 декабря 1949 года.
В конце 1950х годов компания выходит на рынок компьютеров с DataSaab ( производство военных компьютеров для самолетов). Компания стала результатом необходимости сделать компьютер, который был бы достаточно мал, чтобы установить его в самолете.
В 1960х годах несколько компьютеров было продано европейским странам для таких целей, как банковское дело. В 1975 году компьютерное подразделение Saab было продано Sperry UNIVAC, но Saab сохранил свою разработку бортового компьютера.
В мае 1965 года компания меняет своё название на Saab AB, чтобы отразить широкий спектр своей деятельности.
В 1968 году Saab AB объединяется со шведским производителем грузов автомобилей, автобусов и тяжелых дизельных двигателей и становится Saab-Scania AB.
В 1990 году General Motors покупает 51% автомобильного подразделения Saab Automobile AB, остальную часть она приобретёт через десять лет.
В 1991 году шведская инвестиционная холдинговая компания Investor AB с привлечением заемных средств выкупает Saab-Scania за 21 млрд шведских крон ( 912 миллионов долларов).
В 1995 году компания Saab-Scania разделяется на две независимые компании Scania AB и Saab AB.
С января 2000 года фирма Saab Automobile AB переходит в полную собственность корпорации General Motors, через 8 лет компания GM объявила о возможности продажи шведской автомобилестроительной компании, что вызвало интерес у 27 компаний, среди которых: BMW, RENAULT, HYUNDAI-KIA, GEELY Automobile, Fiat и др.
В 2010 году GM заключает сделку по продаже компании Saab с голландским производителем спортивных машин Spyker. Большие надежды о формирование новой компании Saab Spyker Automobiles разбились об финансовые показатели, которые были просто плачевными и в апреле 2011 года конвейер автопроизводителя останавливается из-за долгов перед поставщиками. В мае Spyker соглашается о продаже 29,9% своих акций китайскому автопроизводителю Hawtai Motor Group. Последняя в свою очередь хотела продвинуть шведскую компанию на китайский рынок, а в замен получить доступ к новым технологиям, которые должны помочь стать ей глобальным автопроизводителем, но планам не суждено было сбыться, уже через неделю Hawtai Motor Group не смогла получить разрешение от регулирующих органов КНР на осуществления сделки.
В 2011 году компания Spyker находит нового покупателя из Китая Pang Da Automobile Trade Co, она должна была выкупить 24% Spyker за 65 млн евро.
Однако и этой операции не суждено было произойти, так как компания General Motors осуществила блокировку сделки, опасаясь, что в результате продажи Saab китайцы получат новейшие автомобилестроительные технологии.
19 декабря 2011 года компания Saab Automobile подаёт в окружной суд города Ванерсборг заявление о своём банкротстве.
В июне 2012 года Saab была приобретена группой компаний National Electric Vehicle Sweden (NEVS)
В сентябре 2013 года Saab возобновляет производство автомобилей, с весны 2014 года началось мелкое производство, а в мае первые машины поступили в автосалоны к шведским дилерам.
28 августа 2014 года NEVS подаёт заявление о банкротстве, 29 августа компания Saab объявляет об отзыве разрешения на использование торговой марки, в силу финансовых проблем NEVS, последние в свою очередь заявили, что рассчитывают на пересмотр этого решения после урегулирования финансовых вопросов.
21 июня 2016 года NEVS объявила, что торговая марка Saab ими использоваться не будет.
Так и закончилась эпоха автомобилей Saab, кажется, что с самого начало на ней было проклятие, все кто покупали эту фирму вскоре становились банкротами. Бесконечная смена владельцев Saab, видимо всем надоела и Saab Automobile канула в лету.
6 ноября 2019 года на аукционе Bilweb Клаус Спангард из Дании приобрёл последний автомобиль Saab за 465 тысяч шведских крон ( 47 тысяч долларов).
Спасибо за прочтение, подписывайтесь на канал и оценивайте статьи)