Найти в Дзене

Клятва Ангела и совершение тайны Божьей (Откр.10:5-7)

Оглавление

.

.

И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр.10:5-7)

.

Клятва облеченного облаком и вставшего на море и на земле величественного Ангела в полной мере соответствует и его славному «божественному» облику, и его вселенской новозаветной миссии. Ведь, во-первых, это единственная клятва, упомянутая в книге Откровение, — а, во-вторых, Ангел Завета, подняв одну руку к небу (т.к. в другой руке у него раскрытая книжка), возносит эту клятву на максимально возможный духовный уровень и клянется Самим Творцом и Вседержителем, Живущим во веки веков (при том, что другие новозаветные тексты предостерегают даже от менее торжественных клятв, сравн. – Мф.5:33-37, Иак.5:12).

Так что такая клятва по сути представляет собой непоколебимое и неизменное вселенское определение, которое «нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Кроме того, можно заметить, что, несмотря на явные изменения в панораме событий, которыми отмечено начало главы 10, к седьмому стиху десятой главы свидетельства Откровения возвращаются к «отложенным» на время образам «семи труб» и предвозвещают последнюю трубу, вместе с которой должна совершиться главная тайна Божественного Домостроительства. Причем слово о том, что «времени уже не будет», звучит в этом контексте как последнее предупреждение миру, — ведь прозрение, обращение и покаяние человека будут возможны только до того момента, когда для всей вселенной прозвучит последняя и «окончательная» седьмая труба (сравн. – «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…», 1 Фес.4:16).

Более того, свидетельство славного и величественного Ангела звучит так, как будто в тот момент, когда все это совершится, потеряет смысл даже само понятие «время» (по крайней мере время закончится в том смысле, в котором воспринимают и осознают это понятие те, кто сам является частью потрясаемого всеми ветрами ветхого мира).

Так или иначе, под совершением тайны Божией возможно понимать только Второе Пришествие Спасителя, воскресение мертвых и утверждение Благословенного Царства Божьего «и на земле, как на небе», так как именно о таком продолжении нынешнего века Господь «благовествовал рабам Своим пророкам», сравн.:

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес.4:16-17)

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор.15:51-54)

.

При этом весьма знаменательно, что свидетельства ап. Павла о последнем потрясении ветхого мира (т.е. о «возгласе» Архангела, звуке последней трубы и т.д.), прямо уподобляют эти события разрушению «греховного Иерихона», так как именно при седьмой «иерихонской» трубе окончательно падет вселенское царство нечестия, укрывавшееся до времени за «стенами тления», и народ Божий обретет свою Землю Обетованную, освобожденную не только от проклятий, преступлений и беззаконий, но и от самой смерти (сравн. – «…и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!», Откр.16:17).

Однако и время, «когда… сбудется слово написанное», и то, какими удивительным образом совершится конечное преображение мира, останется под покровом тайны до самого последнего дня и часа (сравн. – «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе…», 1 Кор.15:52; 2 Пет.3:10; 1 Фес.5:2 и т.д.).

(Эти не вполне очевидные смыслы есть еще одно косвенное свидетельство о том, что повеление сокрыть сказанное семью громами прямо связано со Вторым Пришествием Спасителя. Ведь времена и сроки этого события по существу являются единственной великой тайной, которая не раскрывается Церкви даже в новозаветные времена: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», Мф.24:36; Мк.13:32)

А еще один знаменательный смысл торжественной клятвы славного Ангела открывается в сопоставлении его свидетельства с видением из книги Даниила, где под клятву «Живущим вовеки», которая уникальна для ветхозаветных писаний подобно тому, как клятва из главы 10 книги Откровение уникальна для книг Нового Завета, Даниилу было сказано, что конец всех предвозвещенных ему «чудных происшествий» наступит по истечении срока, представленного в образе «времени, времен и полувремени».

(К слову, образ времен, прорисованный в Дан.12:6-7 не в конкретных цифрах, а в форме иносказания, также свидетельствует о том, что «земные» сроки Второго Пришествия не поддаются никаким «календарным вычислениям»)

Более того, согласно клятве «мужа в льняной одежде» признаком истечения «времени, времен и полувремени» следует считать момент, когда «сила народа святого» окажется «низложенной», сравн.:

Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: "когда будет конец этих чудных происшествий?" И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан.12:6-7)

.

При этом в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки присутствует эпизод, где Спаситель сначала называет Своих учеников «солью земли», имеющей в мире определенную небуквальную силу (Мф.5:13, Мк.9:49-50, Лк.14:34-35), а затем намекает на то, что духовная сила «новозаветной соли» может быть утрачена:

Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф.5:13)

.

А поскольку во времена рукотворной скинии особые «осоленые» жертвоприношения скрепляли завет со священством по чину Аарона (Чис.18:19), — образ новозаветной «жертвенной соли» не ограничивается поэтическими смыслами и прорисовывает особое священнодействие, которое совершается «на святом месте» жертвенника всесожжения Небесного храма и дарует «осоленому» царственному священству (сравн. – Иез.43:24) способность возносить духовные жертвы прямо к престолу Творца и Вседержителя (сравн. – «…всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится», Мк.9:49).

Соответственно, предупреждение Спасителя о временах, когда новозаветная соль «потеряет силу», иносказательно свидетельствует о том, что в последние дни перед Вторым Пришествием (когда «прекратится жертва и приношение», а «на святом месте» воцарится мерзость запустения, Дан.9:27, Мф.24:15, Мк.13:14, «читающий да разумеет»), «соль земли» будет «попрана» язычниками, а веру сохранят только избранные, ради которых, как сказано, и «сократятся дни» вселенской великой скорби (Мф.24:21-22, Мк.13:19-20, Лк.18:8 и т.д.).

А в книге Откровение об этих же событиях свидетельствует следующая глава, в комментариях к которой все обозначенные вопросы будут рассматриваться и обсуждаться более подробно.

Спаси, Господи!

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Раскрытая книжка Ангела Завета: горечь во чреве и мед в устах (Откр.10:8-10)

Предыдущая статья: Когда откроется тайна семи громов книги Откровение? (Откр.10:3-4)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И Ангел поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, что времени уже не будет, Откр.10:5-6 #но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам, Откр.10:7