.
.
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр.5:6)
.
То, что «лев от колена Иудина» (Откр.5:5) тут же предстает перед тайнозрителем не львом, а Агнцем, да еще «как бы закланным», свидетельствует о том, каким поразительным путем (путем добровольного умаления) и какой дорогой ценой (ценой беспредельной жертвенности) достигнута Победа, дарующая надежду и утешение всему погибающему человеческому роду.
При этом именование Спасителя греческим словом ἀρνίον («арнион», т.е. «ягненок») связывает события Откровения с совершенно особенным и даже уникальным для ветхозаветных текстов пророчеством Иеремии, где в единственном месте греческого перевода ветхозаветных писаний для указания на Спасителя используется слово «арнион», и прямо свидетельствует об изначальном новозаветном смысле этого возвышенно-поэтичного, но необъяснимого (до времени) мессианского пророчества:
А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, [говоря]: "положим [ядовитое] дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось" (Иер.11:19)
(К слову, в книге Откровение Иоанна Богослова именование «Арнион» звучит не один, и не два, а 27 раз)
Кроме того, весьма знаменательно, что в Откр.5:6 раскрывается в новозаветном смысле целая череда пророческих видений из книги Захарии, в соответствии с которыми восход Отрасли (т.е. Христа-Спасителя, Зах.3:8) полагает в основание грядущего храма совершенно особенный живой камень с семью очами, посредством которого «изгладятся» все земные грехи:
Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день (Зах.3:9)
.
И в этой же ветхозаветной книге, но уже в видении утвержденного на двух масличных ветвях золотого светильника, семью очами Господа, которые обнимают взором всю землю и радуются созиданию храма, представляются принадлежащие этому светильнику «живые» лампады:
Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах.4:10)
.
Другими словами, образы книги Откровение свидетельствуют о том, что именно пребывающий «посреди престола» Чудесный Агнец есть обетованная Израилю живая Божественная ветвь-отрасль (Зах.3:8), — а также тот драгоценный краеугольный камень, который полагается в основание непоколебимой Небесной скинии Нового Завета.
А поскольку Божественный Агнец является корнем и основанием прорисованного пророку Захарии новозаветного «масличного» светильника, — именно семь лампад этого светильника представляются семью рогами (т.е. силами) Небесного Агнца и теми семью очами (т.е. ведением и мудростью), которыми Божественный Агнец наблюдает буквально «всю землю» (Зах.4:10).
При этом в самом общем смысле можно отметить, что явление Чудесного Агнца происходит посреди Небесного Престола, то есть в самом центре Небесного Собора и всего мироздания, — а все предвозвещавшие это событие ветхозаветные пророчества предстают настолько конкретными и настолько христоцентричными, что после такого свидетельства просто невозможно наделять их смыслами, отвлеченными от Миссии и от Личности Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя.
.
...............................................................................................................................................
.
И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (Откр.5:7)
.
В отношении вопроса о том, чем Агнец (т.е. буквально «ягненок») мог взять Небесную книгу из «десницы», то есть из руки, подобной человеческой, проф. Лопухин приводит чрезвычайно простое и при этом весьма мудрое замечание Корнилия Ляпида: «Чем взял? - спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, - но понимать это нужно символически» (конец цитаты).
Более того, существует еще один подобный вопрос: «Откуда и куда Агнец пришел?», ведь буквально только что «Агнец как бы закланный» уже находился «посреди всего», то есть прямо на Небесном престоле и рядом с Сидящим на престоле (Откр.5:6), — поэтому не совсем понятно, куда еще Ему требовалось «прийти».
Однако с учетом того, что в самом общем смысле слова «пришел» и «взял» означают движение и действие, применительно к явленным в Откр.5:6-7 событиям их можно воспринимать не в буквальном, а в отвлеченном смысле: как свидетельство о совершении Божественного Замысла, согласно которому Господь в чуде Боговоплощения пришел с неба на землю, а затем Своим Телом, преданным на Распятие, и Кровью, пролитой на Кресте, взял на Небе книгу из десницы Сидящего на престоле.
Так или иначе, буквально в двух словах («пришел и взял») тайнозритель прорисовывает величайшие и поразительные события, в результате которых «Агнец как бы закланный» (Откр.5:6) «от создания мира» (Откр.13:8; 1 Пет.1:19-20) открылся человечеству и всей вселенной Тем, Кто «…был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени…» (Откр.5:9).
Поэтому и для «взятия» Небесной книги Ему потребовались не руки, а «ноги», причем произошло это в тот момент, когда Спаситель добровольно взошел ими на Свой Крест.
(Именно на эти прекрасные в своей простоте и мудрости новозаветные свидетельства обращает наше внимание Корнилий Ляпид)
А в свете Пролога к Евангелию от Иоанна в образе явления Агнца, закланного «от создания мира» (Откр.13:8), в небесных видениях открывается еще один аспект самых возвышенных новозаветных смыслов, в соответствии с которыми Великая небесная книга в буквальном смысле не переходила «из рук в руки», — но пребывала в Сыне Божьем предвечно, и «приоткрылась» уже при рождении Спасителя по человечеству.
Соответственно, и для снятия ее печатей Божественному Агнцу не потребовались некие «механические» действия: Он снял все печати и раскрыл эту книгу в Самом Себе, то есть самой Своею Жизнью, Смертью и Воскресением, сравн.:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:14-18)
.
Причем в такой смысловой проекции таинственная и величественная «книга судеб» представляет не просто «небесные писания», но Самого Господа, — ведь по существу Он Сам является «десницей» Сидящего на престоле, а также видимыми и осязаемым воплощением Божественной Воли и Совершенного Божественного Откровения (сравн. – «…ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог», Ин.6:27; 1 Тим.3:16 и т.д.).
Более того, как в результате событий под горой Синай, где были разбиты каменные скрижали откровения, каждый согрешивший израильтянин был подвергнут испытанию «горькой водой», — так после Распятия Господа Славы для всего мира и всего человечества открылось вселенское Божественное испытание, многоразличные воплощения которого сопровождают все последующие сюжеты книги Откровение, сравн:
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин.3:18-19)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Новая песнь Небесного собора (Откр.5:8-12)
Предыдущая статья: Кто достоин раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее? (Откр.5:2-5)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #посреди престола стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих, Откр.5:6 #Агнец закланный пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле, Откр.5:7