Агнец посреди престола (Откр.5:6-7)

Агнец Божий, мозаика в церкви Мартини в Брауншвейге, Нидерсахсен, Германия
Агнец Божий, мозаика в церкви Мартини в Брауншвейге, Нидерсахсен, Германия

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр.5:6)

То, что «лев от колена Иудина» (Откр.5:5) тут же предстает перед тайнозрителем не львом, а Агнцем, да еще «как бы закланным», свидетельствует о том, каким поразительным путем (путем добровольного умаления) и какой дорогой ценой (ценой беспредельной жертвенности) достигнута Победа, дарующая надежду и утешение всему погибающему человеческому роду.

При этом именование Спасителя греческим словом ἀρνίον («арнион», т.е. «ягненок») связывает видение Небесного Агнца с совершенно особенным и даже уникальным для ветхозаветных текстов пророчеством Иеремии (где в единственном месте греческого перевода ветхозаветных писаний для указания на Спасителя используется слово «арнион»), — и прямо указывает на изначальный новозаветный смысл этого возвышенно-поэтичного, но необъяснимого (до времени) мессианского пророчества:

А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, [говоря]: "положим [ядовитое] дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось" (Иер.11:19)

(К слову, в книге Откровение Иоанна Богослова Агнец упоминается как «Арнион» не один, и не два, а 27 раз)

Кроме того, весьма знаменательно, что в Откр.5:6 раскрывается в новозаветном смысле целая череда пророческих видений из книги Захарии, в соответствии с которыми приход Отрасли (т.е. Христа-Спасителя, Зах.3:8) полагает в основание грядущего храма совершенно особенный «живой камень» с «семью очами», посредством которого «изгладятся» все земные грехи:

Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день (Зах.3:9)

И в этой же ветхозаветной книге, но уже в видении утвержденного на двух масличных ветвях золотого светильника, «семью очами Господа», которые обнимают взором всю землю и радуются созиданию храма, представляются горящие на этом светильнике семь небесных лампад:

Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах.4:10)

Другими словами, пророческие свидетельства книги Откровение представляют явленного «посреди престола» Чудесного Агнца и предвозвещенной в видениях Захарии обетованной Отраслью (Зах.3:8), — и тем драгоценным краеугольным камнем, который полагается в основание непоколебимой Небесной скинии Нового Завета.

А поскольку ныне очевидно, что именно Божественный Агнец является корнем и основанием двух масличных ветвей явленного пророку Захарии золотого светильника с семью лампадами, — прорисованные в книге Откровение светильники-лампады представляются и «семью рогами» (т.е. силами) Небесного Агнца, и теми «семью очами» (т.е. ведением и мудростью), которыми Божественный Агнец наблюдает буквально «всю землю» (Зах.4:10).

При этом в самом общем смысле можно отметить, что Чудесный Агнец появляется не просто «в центре событий», но и в самом центре всего мироздания (то есть и посреди Небесного Престола, и посреди Небесного Собора, и т.д.), — а все предвозвещавшие это событие ветхозаветные пророчества предстают настолько конкретными и настолько христоцентричными, что после такого свидетельства просто невозможно наделять их смыслами, отвлеченными от Миссии и Личности Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя.

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (Откр.5:7)

В отношении того, чем именно Агнец (т.е. буквально «ягненок») мог взять Небесную книгу из «десницы», то есть из руки, подобной человеческой, проф. Лопухин приводит удивительно простое и при этом весьма мудрое замечание Корнилия Ляпида: «Чем взял? - спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, - но понимать это нужно символически» (конец цитаты).

Более того, существует еще один подобный вопрос: «Откуда и куда Агнец пришел?». Ведь буквально только что (в Откр.5:6) «Агнец как бы закланный» был явлен стоящим «посреди всего», то есть именно в том месте, где находится Небесный престол и Сидящий на престоле, — так что не совсем понятно, куда еще Ему требовалось «прийти».

Однако поскольку в самом общем смысле слова «пришел» и «взял» означают движение и действие, применительно к явленным в Откр.5:6-7 событиям их можно воспринимать не в буквальном, а в отвлеченном смысле: как совершение Божественного Замысла, согласно которому Господь в чуде Боговоплощения пришел с неба на землю, а затем Своим Телом, преданным на Распятие, и Кровью, пролитой на Кресте, взял на Небе книгу, находящуюся в деснице Сидящего на престоле.

Так или иначе, буквально в двух словах («пришел и взял») тайнозритель прорисовывает величайшие и поразительные события, в результате которых «Агнец как бы закланный» (Откр.5:6) «от создания мира» (Откр.13:8; 1 Пет.1:19-20) открылся человечеству и всей вселенной Тем, Кто «…был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени…» (Откр.5:9).

Так что в этом смысле Небесная книга была «взята» не руками, а «ногами», причем произошло это в тот момент, когда Спаситель добровольно взошел ими на Свой Крест.

(Именно на эти прекрасные в своей простоте и мудрости смыслы обращает наше внимание Корнилий Ляпид)

А в свете Пролога к Евангелию от Иоанна в образе «пришествия» Агнца к Небесному престолу открывается еще один аспект самых возвышенных новозаветных смыслов, в соответствии с которым Великая книга Сидящего на престоле в буквальном смысле не переходила «из рук в руки», — но пребывала в Сыне Божьем предвечно, и «приоткрылась» уже при рождении Спасителя по человечеству. Так что и для снятия небесных печатей Божественному Агнцу не потребовались некие «механические» действия: Он снял печати и раскрыл Небесную книгу в Самом Себе, то есть самой Своею Жизнью, Смертью и Воскресением, сравн.:

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:14-18)

Причем в такой смысловой проекции таинственная и величественная «книга судеб» в образном смысле представляет Самого Господа, — ведь по существу Он Сам и является «десницей» Сидящего на престоле, а также видимыми и осязаемым воплощением Божественной Воли и Совершенного Божественного Откровения (сравн. – «…ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог», Ин.6:27; 1 Тим.3:16 и т.д.).

Более того, как в результате событий под горой Синай, где были разбиты каменные скрижали откровения, каждый согрешивший израильтянин был подвергнут испытанию «горькой водой», — так через Распятие Господа Славы (сравн. – «И Слово стало плотию», Ин.14:18) для всего мира и всего человечества открылся Суд Божий, многоразличные воплощения которого сопровождают все последующие сюжеты книги Откровение, сравн:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин.3:18-19)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Новая песнь Небесного собора (Откр.5:8-12)

Предыдущая статья: Кто достоин раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее? (Откр.5:2-5)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #посреди престола стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих, Откр.5:6 #Агнец закланный пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле, Откр.5:7