Найти в Дзене

«Горькие писания» в ветхозаветных пророчествах и в книге Откровение

. . Среди иносказательных свидетельств Св. Писания, которые берут начало в пророческих видениях ветхозаветных времен, а завершаются удивительными и загадочными событиями, прорисованными в книге Откровение Иоанна Богослова, можно отметить целую череду направляемых с неба на землю «книжных свитков», первый из которых упоминается в книге пророка Иезекииля: . При этом вполне очевидно, что те действия, которые Иезекииль должен был совершить с небесным книжным свитком перед тем, как приступить к служению пророка, во многих деталях соответствуют событиям, описанным в главе 10 книги Откровение, где Ангел, стоящий «на море» и «на земле», предлагает тайнозрителю взять из его руки раскрытую книжку и съесть ее, — а затем продолжать пророчествовать «о народах и племенах, и языках и царях многих», сравн.: . Кроме того, эпизод с книжным свитком Иезекииля в самом общем смысле соответствует событиям при горе Синай, где пророку Моисею были вверены две каменные скрижали с заповедями закона
Оглавление

.

Полынь горькая (лат. Artemísia absínthium)
Полынь горькая (лат. Artemísia absínthium)

.

Среди иносказательных свидетельств Св. Писания, которые берут начало в пророческих видениях ветхозаветных времен, а завершаются удивительными и загадочными событиями, прорисованными в книге Откровение Иоанна Богослова, можно отметить целую череду направляемых с неба на землю «книжных свитков», первый из которых упоминается в книге пророка Иезекииля:

Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе" (Иез.2:8-10)

.

При этом вполне очевидно, что те действия, которые Иезекииль должен был совершить с небесным книжным свитком перед тем, как приступить к служению пророка, во многих деталях соответствуют событиям, описанным в главе 10 книги Откровение, где Ангел, стоящий «на море» и «на земле», предлагает тайнозрителю взять из его руки раскрытую книжку и съесть ее, — а затем продолжать пророчествовать «о народах и племенах, и языках и царях многих», сравн.:

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами (Иез.3:1-4)

И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр.10:9-11)

.

Кроме того, эпизод с книжным свитком Иезекииля в самом общем смысле соответствует событиям при горе Синай, где пророку Моисею были вверены две каменные скрижали с заповедями закона. При этом первую «версию» скрижалей Моисей получил с неба готовой: он не трудился над их изготовлением, и своей рукой ничего на этих скрижалях не писал (то есть первые скрижали, написанные «с обеих сторон», были «делом Божьим» и «письменами Божьими»):

И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии (Исх.32:15-16)

и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания (Втор.9:10)

.

И тот книжный свиток, который передает пророку Иезекиилю Глаголющий к нему с небес, также исписан «на той и на другой стороне» (Иез.2:9-10), — то есть отчасти подобен тем «небесным письменам», которые были вверены Моисею на горе Синай.

Однако две небесные скрижали, с которыми пророк Моисей спустился с горы, из-за поклонения народа золотому тельцу в итоге оказались разбитыми. Вместо них уже сам Моисей изготовил две другие скрижали, «подобные прежним», — и именно эти «повторные» скрижали, именуемые «скрижалями откровения» и «скрижалями завета», были положены в ковчег, помещены в храмовый предел Святое святых и почитались главной святыней ветхозаветной скинии, сравн.:

И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним… (Исх.34:4)

И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей… и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх.34:28)

.

Что касается золотого тельца, из-за которого пророк Моисей разбил написанные перстом Божьим небесные скрижали, — он был сожжен, и растерт в прах, и растворен в воде, которую после этого испил весь народ:

Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым (Исх.32:19-20)

.

Другими словами, та вода, в которой пророк Моисей растворил прах золотого тельца, заключила в себе проклятие идолопоклонства, соделалась «горькой» и исполнила роль своеобразного духовного испытания. При этом сам Моисей стал в воротах стана (сравн. – Иез.11:1-2, см. соответствующую публикацию) и воскликнул: «Кто Господень — ко мне!», — а все колено Левия (но только они) собралось вокруг Моисея и вступило в брань с теми, кто также согрешил идолопоклонством, но в час испытания «горькой водой» не последовал призыву пророка:

И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно… (Исх.32:26-27)

.

Более того, именно через испытание горькой водой с прахом сожженного тельца колено Левия встало на служение при рукотворном храме (хотя поначалу, при выходе из Египта, такое служение было возложено на «разверзающих ложесна» первенцев из всех колен Израиля, Исх.13:2, Исх.34:19, Чис.3:11-13), — а тех, кто испил «горькую воду идолопоклонства», но не покорился повелению Господа, постигло проклятие за нарушение заповедей, написанных перстом Божьим на двух каменных скрижалях, находившихся в руке у сошедшего с горы Синай пророка Моисея.

(Очевидно, что в образе испытания «горькой водой» прорисована в том числе и новозаветная перемена служения, в результате чего вместо «первенцев», т.е. иудеев по плоти, к служению при Небесном храме приступили уверовавшие в Спасителя от всех народов, которые подобно левитам испили «горькую воду проклятия человечества», но выдержали это испытание и подтвердили верность и послушание Господу и Спасителю, Чис.5:11-31, Ис.66:18-21)

Продолжение следует...

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Судящие свитки» ветхозаветных видений и небесные суды книги Откровение

Предыдущая статья: Символизм двух медных столбов храма Соломона

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #горький и сладкий свиток Иезекииля, Иез.3:1-3 #свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе", Иез.2:10 #почему Моисей разбил первые скрижали, Исх.32:19 #горькая вода с прахом золотого тельца и призвание левитов, Исх.32:20