Найти в Дзене
Зелёный портфель

Почему в России низкие зарплаты и как устроен рынок труда в России?

Начать разбирать данную тему и даже написать статью меня побудило желание помочь людям развеять миф о том что в России нет высоких зарплат, а где они есть там нужны связи чтобы попасть на эти вакансии. И не смотря на то что мой канал больше про экономику и инвестиции, данная тема очень близка по смыслу, т.к доход человека является основой, и для того чтобы что-то откладывать и инвестировать нужно обеспечить себя хорошим доходом.

Эта статья не для тех кто зарабатывает 100-200-300 тысяч в месяц и он все равно не может ничего откладывать (тут скорее нужно работать над финансовой грамотностью в первую очередь), а для тех кто зарабатывает 15-20-30 тысяч рублей на протяжении многих лет, не видит света в конце тонеля, и постоянно задаёт вопрос — «ну где же нормальная работа с достойной оплатой?». Сразу скажу: если вам уже далеко за 40, у вас семья, трое детей, кошка, собака, ипотека, автокредит и вся бытовая техника дома в кредит, то скорее всего вам уже не выбраться из этой жизненной ситуации, слишком мало пространства для манёвра и совсем нет резервов, но если вы ещё молоды и не обременены финансовыми и семейными обязательствами, и всё еще не понимаете как найти хорошую работу, то эта статья будет для вас крайне полезна.

А теперь ближе к делу - поиску ответа на главный вопрос статьи: почему в России такие низкие зарплаты? На самом деле до недавнего времени я сам не мог однозначно ответить на него, хотя интуитивно догадывался, но по-прежнему не понимал почему люди работают за такие небольшие деньги. Нет, я не хочу сказать, что какие-то профессии плохие, ненужные, унизительные, просто за эту работу платят столько сколько платят, во сколько оценивает их рынок. Так же хочу отметить, что есть низкооплачиваемые профессии (и организации) где карьерный рост практически невозможен (из профессий это например грузчик или уборщица, а из организаций какой-нибудь ИП Пупкин с замашками самодура, а также всякие госконторы), и есть те, где начав с невысокой заработной платы вполне реально подняться по карьерной лестнице. Я работал в таких компаниях, где директора и прочие руководители сами когда-то начинали работать в компании со стажёров. Считаю, что в принципе начинать свою карьеру или просто временно «перекантоваться», чтобы было на что жить, и поднакопить хоть немного денег, можно и на низкооплачиваемой работе, в этом нет ничего постыдного, но в долгосрочной перспективе нужно искать, выбирать и обучаться.

Занимая некоторые должности, в мои обязанности входило в том числе участие в подборе кандидатов и проведении собеседований на различные вакансии. Да и в целом по работе обучал много новеньких, которые недавно устроились. Вспоминая всех этих «новобранцев», их истории взлётов и падений, я сделал выводы чем они отличаются по своему отношению к работе в целом, нашел основные ошибки тех у кого не получается зарабатывать и строить карьеру.

Первая и главная ошибка — требования. Есть такие люди, которые с первых дней начинают качать права и что-то требовать. Требовать обед ровно в 12:00, график ровно с 9:00 до 18:00, отпуск 28 дней подряд, а не два по 14, требовать чтобы их всему обучали исключительно в рабочее время, а сами они учиться не хотят. Безусловно, есть трудовой кодекс, и трудовые обязанности, но если в частной компании все будут работать исключительно по инструкциям, законам и правилам, без инициативы и интереса к тому чем занимаешься, то мы получим… ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, где никто палец о палец лишний раз не ударит чтобы помочь человеку, в том числе своему коллеге. Как вам большинство наших государственных организаций? Нравится как они работают? - вопрос риторический.

Любому работодателю нужны инициативные работники, которые горят своей работой и искренне заинтересованны в том чтобы делать её качественно, делают свои предложения по улучшению (в рамках своих компетенций и зоны ответственности разумеется), и хотят чтобы дела у компании шли в гору, а не в том как бы не пропустить обед. Все это особенно касается новых сотрудников, сначала вы должны проявить себя, а потом уже того гляди и вас заметят, зарплату прибавят, или повысят в должности (либо вы сами смело об этом сможете попросить).

При этом хочу отметить, что речи не идет о том чтобы выслуживаться перед начальством и пытаться пробиться через налаживание дружеских связей с руководством, просто делайте свою работу качественно и с душой и вас обязательно заметят. Никому не нужны унылые сотрудники, которые просиживают штаны на работе от звонка до звонка, делают свою работу «на отвали», не развиваются профессионально, и действуют только в рамках инструкций и обязанностей — так работают простые исполнители, поэтому и получают зарплату простых исполнителей. Исполнителей много, профессионалов — мало. Конечно если вы не «горите» работой и она на самом деле вам никак не интересна, и вообще хотели бы лежать на диване и просто получать деньги, то конечно увольняйтесь.

Вторая ошибка — при поиске работы ориентироваться строго на описание вакансии. Если в вакансии написано требуется Высшее техническое образование, а у вас гуманитарное, но огромный практический опыт в данной профессии, вы разве не откликнитесь на эту вакансию? Текст вакансии это сам по себе один из фильтров отбора кандидатов, так же как и собеседование, и в значительной степени является формальностью. Во многих организациях на собеседованиях даже не спрашивают о вашем опыте, а просто общаются с вами чтобы понять что вы за человек, ваши личностные качества, как вы общаетесь, ведёте себя, на сколько у вас «горят глаза», чтобы случайно не нанять очередного «исполнителя» которого нужно будет постоянно пинать, и который будет качать права, и его сложно будет уволить, т.к он побежит по всем инспекциям жаловаться — вот таких индивидов не любят, и от них всячески фильтруют кандидатов.

Третья ошибка — боязнь требовать повышения. Не всегда вам могут предложить поднять зарплату или новую должность, скорее наоборот, это редкость. Поэтому если уверены что выкладываетесь на работе на все 100% или даже 200% и результат очевиден, то уже через два-три месяца смело можете просить вашего руководителя о прибавке к зарплате, не публично конечно, а в приватной беседе, аргументируя что ваш уровень навыков и опыта вырос, и ваша ценность на рынке труда тоже выросла. Не обязательно ваши требования сразу же и в полном объеме будут выполнены, но обозначить их своему руководству нужно.

Если неоднократно получаете отказ, то можно применить манипуляцию и спросить в лоб - «я плохо справляюсь со своими обязанностями? Что мне нужно улучшить в свое работе чтобы получить повышение (в зарплате или должности)?», это ставит вашего руководителя в неловкое положение, когда он сам либо подтвердит ваши успехи и вашу ценность как сотрудника, либо прямо скажет что ожидает от вас, и если его требования обоснованы и достижимы, то выполнив их вы сможете на законном основании требовать сдержать обещание, ну или в крайнем случае пригрозить что вы уволитесь — это уже крайняя мера и блефовать тут не стоит, нужно быть готовым сдержать свое обещание уволится.

Соответственно к худшему варианту развития событий нужно быть готовым и для этого уже начать подыскивать другую работу, сходить на несколько собеседований чтобы понять на сколько вы действительно востребованы, а также иметь финансовую подушку если поиск новой работы затянется или дела на новом месте пойдут плохо. И тут мы переходим к этой четвертой ошибке.

Четвертая ошибка — не иметь накоплений. Если у вас нет накоплений, то вы очень уязвимы даже когда у вас есть работа. А если у вас ещё и кредиты, то и вовсе вы находитесь во власти своего работодателя, потому что будете постоянно боятся увольнения, и никогда не будете рисковать, боясь «попасть в немилость» к руководству. Иногда действительно приходится спорить с руководством и отстаивать свою точку зрения, и зачастую многие разногласия со временем решаются, но таким образом вы показываете свой характер, инициативность и ответственность за рабочий процесс, что вам не безразлична ваша работа и вы готовы аргументированно доказывать почему ваш руководитель может ошибаться причиняя вред работе компании. Таким образом вы зарабатываете себе авторитет и сильную переговорную позицию на будущее когда дойдет дело до прибавке к зарплате или повышении, но если вы всегда будете безропотно молчать, то всерьез вас воспринимать вряд ли будут когда вы будете просить о повышении.

Руководство в любой нормальной компании не всегда однородно и гнёт одну «партийную линию». Между руководителями тоже возникают конфликты, ссоры, кто-то хочет занять место другого. Часто бывает так, что ваш руководитель как раз находится в такой слабой позиции перед вышестоящим руководством и боится сказать что-то против боясь, что его уволят, а у него жена, трое детей, ипотека и автокредит и разумеется нет сбережений. Поэтому иногда приходится прыгать через голову и выходить на вышестоящее руководство чтобы донести свою позицию если договориться с непосредственным руководителем не удается.

При этом в этом нет ничего страшного обратиться хоть к директору компании, если вам не удалось достигнуть взаимопонимания с вашим руководителем, главное - аргументировано и без эмоций обозначить свою позицию по спорному вопросу, даже если он будет решен не в вашу пользу, то вряд ли ваше положение в коллективе сильно ухудшиться, если вы конечно не будете скатываться до криков, психов и оскорблений. Да, возможно ваш руководитель будет вас после этого немного недолюбливать, но зато он вас будет уважать, и вряд ли захочет в следующий раз снова с вами конфликтовать т.к любой конфликт это всегда неприятно и не комфортно, но если же вы постоянно молчите или возмущаетесь только внутри вашего рабочего коллектива не донося позицию «наверх», то никто считаться с вами не будет.

Тем не менее, иногда так бывает, что все может закончится вынужденным увольнением, если вы кому-то из руководства очень сильно не понравились и он вас решил гнобить всеми возможными способами. Как правило это очень слабые и бесполезные руководители, которые не могут признавать свои ошибки, не способны идти на компромиссы, это те самые «эффективные менеджеры», чьи методы работы тоже заслуживают отдельной статьи.

Если же дело всё таки дошло до увольнения, то у вас должна быть финансовая подушка в размере хотя бы 3-6 ваших ежемесячных расходов. Это также позволит спокойно искать работу выбирая из множества вариантов, «выторговывая» более лучшие для себя условия на собеседованиях, а не хватаясь за первый попавшийся просто потому, что вам не на что жить.

Кстати, по поводу «выторговывания» лучших условий на собеседованиях - любой работодатель стремится платить как можно меньше своему работнику и получать как можно больше отдачи за эти деньги, в том числе рассчитывая на худший вариант если работник окажется обычный безыницативный овощ-исполнитель, которому сколько не плати лучше работать он не станет, поэтому ваша задача на собеседовании и особенно в первые месяцы работы доказать, что вы не тот самый «овощ», а что-то умеете и готовы выкладываться ради компании, готовы обучаться, возможно даже сверхурочно лишь бы поскорее влиться в рабочие процессы и свою должность.

Ещё очень важно иметь сбережения в ситуации когда на вашей новой работе заработная плата в основном состоит из сдельной части (такое часто бывает сфере продаж), потому что вряд ли с первых дней вы сразу будете выполнять все планы, это значит ваша зарплата будет первые месяцы ощутимо ниже чем могла быть, пока вы не освоитесь на новой работе, а отсутствие сбережений будет вас только нервировать и будете постоянно думать о том, что это не ваша работа/не ваша компания, вместо того чтобы сосредоточится на обучении и адаптации на новом месте.

Пятая ошибка — «работа мечты». Наверное каждый хотел бы заниматься любимым делом, и получать за это большие деньги. Однако даже самое интересное занятие тоже иногда надоедает, особенно если всё свое время уделять ему, и особенно когда возникают трудности, хочется просто все бросить, но в этом и суть опыта и профессионализма, научиться справляться с трудностями, а не пасовать перед ними. Поэтому не стоит думать, что вы найдете работу от которой вы будете только кайфовать, никто не отменял профессиональное выгорание. В любом деле есть вещи которые очень сильно раздражают, а когда вы работаете «на дядю», то тем более часто приходится отказываться от своего креативного подхода к работе в пользу продуктивного, бизнесу не сильно важна красота и перфекционизм в вашей работе, а важен результат — это тоже фактор, который существенно ограничивает вашу «мечту».

Читайте также:

Всем ликвидности и прибыльных инвестиций!