Найти тему
Автомобили и люди

Анатомия российского автопрома: чужие гены

Иностранные автопроизводители, один за другим, покидают Россию. Уходят даже те, кто изначально рассматривал нашу страну как один из перспективных рынков сбыта своей продукции. Существует несколько причин происходящего. Тут и непростая политическая ситуация, и падение продаж, обусловленное снижением доходов населения.

Каковы реальные перспективы того, что Россия сможет самостоятельно производить автомобили? Пусть и не самые современные, но способные удовлетворить реальные потребности автомобилистов? Какие важные комплектующие иностранного производства поставляются на конвейеры, ну, к примеру, АО «АвтоВАЗ», и есть ли возможность заместить их продукцией отечественных предприятий? Задавшись этими вопросами, я провёл небольшое исследование. И вот что получилось…

Начнём с простого – со свечей зажигания. Штатно автомобили LADA комплектуются изделиями, выпускаемыми чешской компанией BRISK. Не вызывающие серьёзных нареканий, эти свечи неприхотливы, и даже в неблагоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго. Их есть чем импортозаместить. Под маркой ЭЗ предприятие в городе Энгельс выпускает вполне конкурентоспособную продукцию, не уступающую иностранным аналогам. Есть только одна проблема. По оценкам экспертов, около трети поступающих в продажу свечей с маркировкой ЭЗ – подделка. Понятно, что шансы попадания контрафакта на сборочные конвейеры малы. Но всё же…

Задумайтесь, ведь не просто так инженеры АО «АвтоВАЗ» предпочли не российские, а чешские свечи…
Задумайтесь, ведь не просто так инженеры АО «АвтоВАЗ» предпочли не российские, а чешские свечи…

Перейдём к зубчатым ремням, используемым в составе газораспределительных механизмов. В салоны официальных дилеров новенькие LADA попадают, укомплектованные ремнями немецкой фирмы CONTITECH. И в этом случае российскому автопрому решительно нечего предложить в качестве замены. Убедиться в этом можно здесь, ознакомившись с результатами сравнительных испытаний, проведённых журналом «За рулём». Если оригинальный CONTITECH в режиме максимально допустимой нагрузки выдерживает 400 часов, то аналог от «Балаковорезинотехника» перестаёт выполнять своё назначение уже через 1 час. Маловато будет…

Установив на машину такой ремень ГРМ, можно спокойно отправляться в длительное путешествие. Пользуясь российским аналогом, лучше не отъезжать далеко от дома.
Установив на машину такой ремень ГРМ, можно спокойно отправляться в длительное путешествие. Пользуясь российским аналогом, лучше не отъезжать далеко от дома.

Теперь поговорим о сальниках. Важность этих деталей сложно переоценить. До 2010 года на сборочные конвейеры АО «АвтоВАЗ» поставлялись изделия марки БРТ – отечественного предприятия, расположенного в Балаково. Но потом роман закончился, и в качестве основного поставщика была выбрана немецкая фирма Freudenberg. И тут дело не только в качестве. Безусловно, продукцию российских заводов можно считать конкурентоспособной лишь с большой натяжкой. По личному опыту знаю, что если изделия БРТ служат хотя бы год – уже неплохо. Но это только одна половина апельсина.

Современных конструкторов и технологов не устраивает то, что в нашей стране все сальники изготавливаются из фторкаучука, в то время как весь цивилизованный мир постепенно переходит на тефлон. Этот материал сохраняет пластичность при температуре до −70 °C, хорошо сопротивляется истиранию и обладает самой высокой среди аналогов химической устойчивостью. Разумеется, на безрыбье и рак – рыба. В конце концов, в качестве уплотнений можно применять даже сальниковую набивку. Но боюсь тогда старая присказка о том, что если под «Волгой» нет масла, значит, в «Волге» масла нет, снова станет реальностью.

Далее по списку – компоненты системы подачи топлива и подготовки топливной смеси. Все выпускаемые в последнее время модели LADA оборудованы бензонасосами немецкой фирмы BOSCH. Стоят такие комплектующие недёшево. Проводившие сравнительные тесты специалисты журнала «За рулём» считают цену завышенной, поскольку в ходе испытаний имевшийся в их распоряжении насос, по их мнению, показал себя не лучшим образом. Правда, на этот счёт есть сомнения. Продукцию известного бренда очень часто подделывают. К оригинальным изделиям, как правило, претензий нет.

Отечественный аналог от фирмы «ПЕКАР» стоит существенно дешевле. Однако он не заслужил высокой оценки ни испытателей журнала, ни рядовых пользователей. С мнением последних можно ознакомиться здесь, заодно узнав, что изделия, выпускаемые под маркой «ДААЗ», тоже далеко не фонтан. Одним из лидеров рейтинга «За рулём» назван бензонасос фирмы Kortex. В материале эта компания, по непонятным причинам, названа российской. На деле, по имеющейся информации, предприятие расположено в Южной Корее. Так что и с этими комплектующими дела в России обстоят, мягко говоря, неважно.

Внешне выглядит красиво. Но со своими задачами справляется плохо.
Внешне выглядит красиво. Но со своими задачами справляется плохо.

От бензонасоса перейдём к топливным форсункам. Здесь возможны варианты. Детали, имеющие маркировку VAZ, изготавливаются на предприятиях компании Siemens-DEKA. Альтернатива – оригинальная продукция BOSCH. К этим изделиям претензий нет. Работают, как и положено. А что произойдёт, если заменить их российскими аналогами от компании PEKAR? В этом случае я не буду ссылаться на сторонние источники, а поделюсь собственным опытом.

Сосед по дому, счастливый (или не очень) обладатель Lada Granta, обратился ко мне за помощью. Где-то на просторах нашей родины он заправился выдаваемой за бензин субстанцией, полностью приведшей форсунки автомобиля в негодность. Исправить ситуацию с помощью промывки не удалось. Оставался лишь один выход – замена. Будучи ограниченным в средствах, автовладелец купил запчасти от «ПЕКАР», и попросил меня их установить, что и было сделано.

Работы выполнялись по фэншую, со стиранием ошибок из памяти ЭБУ. В результате двигатель завёлся с трудом, троил, а из выхлопной трубы валил чёрный дым. Компьютерная диагностика показала, что все четыре форсунки работают некорректно. При проверке на стенде выяснилось, что распылители льют, не держат давление. Пришлось составлять акт и возвращать продукцию российского предприятия в магазин.

Больше сосед решил не экспериментировать и, скрепя сердце, потратился на покупку форсунок BOSCH. С ними никаких проблем не возникло. Мотор запустился практически сразу и работал как часы. Вот такая поучительная история.

Вот так выглядят форсунки BOSCH. К ним претензий нет.
Вот так выглядят форсунки BOSCH. К ним претензий нет.
А так – форсунки ПЕКАР. Ну очень похожи на настоящие!
А так – форсунки ПЕКАР. Ну очень похожи на настоящие!

Ну и, под конец, подушки безопасности. До последнего времени АО «АвтоВАЗ» использовал продукцию японской фирмы Takata. Какого поставщика выберут теперь, пока не ясно. Правда, в СМИ просочилась информация, что выпуск специфической продукции собирается наладить «Ивановский текстиль». Но, сдаётся мне, уж простите за скепсис, что люди, делающие подобные заявления, слабо представляют себе, как устроен SRS Airbag.

Я охотно верю, что в славном городе Иваново в состоянии изготовить подходящую по параметрам оболочку. Но вот как быть с начинкой – пиропатронами, выталкивающими зарядами, датчиками? Всё это тоже будут изготавливать ивановские ткачихи?

Так будут выглядеть не имеющие аналогов российские подушки безопасности?
Так будут выглядеть не имеющие аналогов российские подушки безопасности?

Разумеется, можно было бы анализировать и дальше. Однако я, пожалуй, на этом остановлюсь. Ведь ежу понятно, что если заменить перечисленные детали отечественными аналогами, мы получим не автомобиль, а ведро с гайками. Можно ли исправить ситуацию? Разумеется! Но для этого нужно налаживать нормальное производство, закупая иностранные технологии и оборудовании, и подготавливая специалистов, способных на этом оборудовании работать. А на это уйдёт не один год.

Если же пытаться решать все проблемы самостоятельно, разрабатывая технологии, выпуская собственное производственное оборудование и, наконец, форсунки, для получения удовлетворительных результатов потребуется не менее 10 лет. И то если сильно повезёт. Такова цена экономической политики, проводимой в России на протяжении последних 30 лет.

Авто
5,66 млн интересуются