Найти в Дзене

ТОП-7 абьюзерок в советском кино, о которых вы могли и не подозревать

Оглавление

Важнейшим из искусств является, как известно, кино. А отечественное, да еще снятое в советские времена - качественное и важнейшее вдвойне. В этой статье я хочу показать вам подборку абьюзерок на любой вкус, которых воплотили на экране Актрисы с большой буквы при содействии таких же Режиссеров. Кстати, практически все представленные фильмы были сняты в 70-е, а точнее в 13-летний промежуток. Как по-вашему, с чем это связано? Обязательно делитесь в комментариях. Итак, погнали!

Зинаида Тимофеева ("Иван Васильевич меняет профессию", 1973, реж. Л. Гайдай)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Пожалуй, лучшая роль Натальи Селезневой. Абьюз ее героини здесь проявлен неярко, прежде всего потому, что муж не позволяет ей разгуляться и контролирует ситуацию. Обратите внимание, как на зиночкино "даже как-то тянет устроить скандал"- четко отвечает "не надо". Поэтому она и чувствует себя рядом с ним неуютно и при первом случае сбегает к Якину, который при всей показной важности позволяет из себя веревки вить. Посмотрите: режиссер ни словом не дает понять, как ему, например, не нравятся ее открытый флирт с царем, а лишь презрительно морщится.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Остается лишь порадоваться, что инженер Тимофеев вовремя избавился от такой щучки рядом с собой. Ведь лиха беда начало, и не исключено, что через несколько лет Зина полностью переделала бы его под себя, помним, что "вода камень точит"

Лидия Сергеевна ("Зигзаг удачи", 1968, реж. Э. Рязанов)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Прекрасная роль Ирины Скобцевой. Ее Лидия Сергеевна - образец советской абьюзерки, которая сначала полностью подчиняет себе мужа, в исполнении великолепного мастера второстепенных ролей Готлиба Ронинсона, поздно возвращается домой, обращается с мужем пренебрежительно. Даже когда он от нее пытается уйти, она не придает этому особого значения, ведь любая абьюзерка уверена, что жертва никуда от нее не денется. Вместо того, чтобы сделать выводы и изменить свое поведение, Лидия Сергеевна ищет вокруг себя новую жертву. Мягкий Володя Орешников (Евгений Леонов) находится очень кстати.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

В этом фильме вы увидите и месть абьюзерки, и ее презрительное отношение к коллегам по работе, которых она в грош не ставит. Рязанов не покажет нам только одного: как в конце фильма муж вернется к ней, потому что уже настолько свыкся со своей ролью раба, что только такой финал и возможен для этой пары.

Мама Жени Лукашина ("Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975, реж. Э. Рязанов)

Источник: Яндекс.Картинки Источник: Яндекс.Картинки Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки Источник: Яндекс.Картинки Источник: Яндекс.Картинки

Классическая мать-абьюзер. Героиня Любови Добржанской показывает нам, каким ничтожеством при постоянной опеке можно вырастить собственного сына. Женя бегает к ней советоваться по каждому поводу, пытается заслужить ее одобрение в выборе жены, а мамочка старательно оберегает его от неправильных, по ее мнению, дружков. Неудивительно, что Женя нажирается до свинского состояния при первом же случае, когда бдительная мама не может его контролировать, и его как мешок с картошкой грузят в самолет на Ленинград.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Там Женя внезапно, прежде всего, для самого себя, поднимает бунт: завязывает случайное знакомство, пытается быть альфачом, отбивая женщину у более успешного и состоявшегося мужчины, и даже ввязывается с ним в подобие драки. Но наступает утро, а с ним приходит прозрение и ужасное осознание: дальше надо делать выбор - жить самостоятельно и без мамочкиного ока, или возвращаться на круги своя. Финал картины с маминым "поживем-увидим" ясно дает нам понять: Надю прожуют, сожрут и выкинут в отхожее место. Поэтому как бы вы не относились ко второй бекмамбетовской части, надо признать: только такой исход, с возвращением истерзанной Нади к Ипполиту и был бы возможен в реальной жизни.

Кстати, реальный факт. У самой актрисы было четыре брака и ни одного ребенка в них, что как бы намекает на то, что часть своего характера она перенесла и в роли.

Ульяна Андреевна Бунша ("Иван Васильевич меняет профессию", 1973, реж. Л. Гайдай)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Второй образчик женского абьюза в одном и том же фильме. Тут, конечно, налицо множество признаков психологического насилия, о которых мы уже говорили здесь - и тотальный контроль (полное впечатление, что управдомом является она, а не мямля-муженек), и взывания к совести, и укрупнение чувства вины, и газлайтинг. Ну а финалочкой идет вызов психиатрической помощи и попытка сдать вышедшего из-под контроля Буншу на лечение в дурку - это прям вишенка на торте (то, что это на самом деле царь, Ульяна Андреевна так и не узнает) .

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Кстати, обратите внимание, как Юрий Яковлев в образе Бунши, обожаемо смотрит на жену на стоп-кадре выше. Он готов простить ей любое насилие над собой, тут, конечно, парочка подобралась идеальная - психологические садистка и мазохист, скорее всего, никогда и не расстанутся, как бы она его не унижала.

Впереди у нас тройка лидеров!

Алевтина Ненарокова ("Экипаж", 1979, реж. А. Митта)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Классическая сука-жена. Вышла замуж из тщеславия за летчика, а в СССР это была элита. Например, мой отец-вертолетчик, в 70-80-е получал оклад в районе 500 рублей, не считая командировочных, экспедиционных и прочих премиальных. По нынешним временам это в районе 200-250 тысяч.

Алевтина не любила его, устраивала ежедневные скандалы по надуманным поводам, чем усугубляла заикание собственного ребенка. Сцена с разводом в фильме, когда Аля обвиняет мужа в алкоголизме и служебной халатности, кроме омерзения ничего не вызывает.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Также показана классическая манипуляция ребенком. Мать заставляет его называть второго мужа "папой", отпускает погулять с родным отцом чуть ли не под конвоем. Ну и, конечно, надо иметь недюжинную выдержку, чтобы не сломать такой суке нос после ее предложения сойтись и начать все заново, а потом открытой злобной насмешки над чувствами бывшего супруга.

Вера Лавочкина ("Вам и не снилось", 1981, реж. И. Фрэз)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Когда только задумывал эту статью, хотел поставить героиню Лидии Федосеевой-Шукшиной на первое место, долго думал, но в результате отдал второе. Почему хотел первое? Перед нами Абьюзер махровый, перенявший подобную модель поведения у собственной матери, нашедший в ней верную союзницу, советника и помощника в уничтожении собственных мужа и сына. Показано отношение к чувствам самых родных людей, которые не ставятся ни во что!

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Вера Лавочкина готова идти по головам и трупам для удовлетворения собственных амбиций. Просмотрите этот фильм внимательно и обратите внимание, какой злобой, завистью и ненавистью к здоровым отношениям сочится каждое ее слово. Она цепляется к любой невинной фразе, переворачивает ее и употребляет так, как удобно ей самой. В конце концов Вера со своей мерзотной мамашей доводят Романа до гибели (кто читал повесть "Роман и Юлька" знают, что при падении из окна парень бьется грудью о трубу, а не просто ломает ногу как в фильме). Но уверен, что и на похоронах и поминках подобная мразь обвиняла бы во всем других, а не саму себя в произошедшем.

А на первом месте у нас.... ТА-ДА-ДАМ!..

Людмила Свиридова ("Москва слезам не верит", 1979, реж. В. Меньшов)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Для многих из вас это будет достаточно необычный выбор первого места и я постараюсь объяснить, почему провинциалка-Людочка на самом деле еще та тварь и абьюзерка, похлеще Али Ненароковой и Веры Лавочкиной.

Во-первых, Люда у нас охотница за хорошим женишком. Использует любые методы - чтение умных книг в метро, прогулки по вечерней Москве в модных платьях, походы в Ленинскую библиотеку. При этом отшивает каждого, кто по ее королевскому мнению, недостоин даже стоять рядом в ее лучах. Обратите внимание на ее снобизм при знакомстве с Гуриным: "вся Москва читает", хотя скорее всего она и половины написанного в книге не осилит своим интеллектом.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Во-вторых, ради собственных амбиций Люда подбивает Катю на роковой обман с квартирой. Катя, конечно, тоже хороша, но в итоге все, что с ней дальше завертится, произойдет по вине именно подружки. и не надо писать в комментариях: "Зато не роди Катя и не пройди через такие испытания, она не стала бы той, кем стала и не встретила Гошу" Бред, Катерина сама по себе сильная характером, что нам говорит эпизод с ее первым интервью и рассказ как она стала наладчицей станков.

Вернемся к Люде. Щучка приглашает доверчивых карасиков в квартиру и устраивает меж ними межвидовую борьбу за себя и Катю. Хотя видно, что прежде всего ее интересует перспективный хоккеист. Остальные так, прикрытие, чтоб наивный Сережа не подумал, что слишком легко она ему досталась.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Да и эпизод с просмотром "Голубого огонька" нам это подтверждает. Посмотрите как ломается Люда: "Вам же только одно надо, а я не такая". Хотя, уверен, что опыта у нее на троих с подружками хватит. И вот она ему наконец уступает и постепенно подводит к мысли о свадьбе.

Еще один интересный эпизод, когда Люда рассказывает Кате о своих планах, как надо обрабатывать перспективного женишка. Сначала крутить мозги, потом родить, потом опять родить, а дальше: "ребенка обожает, без меня жить не может , ЕЩЕ И ПРОЩЕНИЯ ПРОСИТЬ БУДЕТ". Ошарашенная такой логикой Катя спрашивает: "За что?", ответ же: "Там уж найдется за что," - по-полной раскрывает перед нами образ Люды как махровой абьюзерки.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Далее мы видим, как Люда при каждом случае, когда Гурину предлагают выпить (на свадьбе, на выписке Александры) никогда не поддерживает его, не скажет всем: "Отвалите, у него же режим, вам ясно сказано". Она понимает, что послушным мужиком будет легче управлять. Правда, облом вышел дальше то, не рассчитывала что Сергей от жизни с такой гнидой просто сопьется. Хотя к 40 годам у него при таком потребительском отношении от женушки было два пути: за стакан или на погост, но спортивное здоровье не позволило пойти вторым, и отправило по первому.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Эпизод когда Гурин приходит за трешкой - понаблюдайте с каким наслаждением Людмила упивается своей ролью покровительницы, как ей нравится унижать бывшего мужа. Хотя, казалось бы, не открой дверь раз, не открой два, три - и перестанет ходить он к тебе. Нет! Людочка у нас абьюзит до конца! И даже момент, когда Сергей приезжает на дачу и рассказывает как решил завязать, не вызывает у нее ничего, кроме тупой злобы - ведь она и в мыслях не может допустить, что бывший может вернуться в профессию, начать новую жизнь и перестать унижаться перед ней.

Именно поэтому я и поставил ее на первое место! От Ненароковой муж смог уйти через развод, и даже разрыв с сыном не убил в нем личность, он смог построить новые отношения. Лавочкина подчинила себе мужа и потихоньку гнобит его, но не уничтожает его через алкоголизм, она как паразит, не убивает до конца своего носителя. С сыном конечно вышла промашка, но она и не думала ,что Юля приедет в Ленинград, а Рома выйдет на подоконник.

Людмила же целенаправленно уничтожает мужа, превращает его жизнь в мрак и беспросветное болото. Более того, она не делает выводов из своей неудавшейся жизни, и даже в сорок лет продолжает надеяться на выигрыш в лотерее, знакомясь уже чуть ли не на кладбище. При этом штришок к ее портрету добавляет финал картины: "Проверьте, у вас вещи все целы," - этопоказывает ее отношение к людям в целом. Абьюзерка всегда судит других по самой себе, проецируя собственную модель поведения на окружающих людей.

Ну и напоследок, еще одна абьюзерка, правда не совсем из кино, а из мультика...

Бонус! Мама Дяди Федора ("Трое из Простоквашино", 1978, реж. В.Попов)

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Мадам у нас выносит мозги мужу и сыну, навязывая свое виденье вещей. Выгоняет вполне нормального кота, требует отдыха на море ,чтоб показать платья, а на Новый Год не может нормально рассказать заранее про запись эфира и по итогу ребенок с мужем чуть не встречают праздник без нее. В заключение хотел бы добавить мемную картинку про нее, уж не знаю пропустит Яндекс или нет, но надеюсь вас она улыбнет)))

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки
Понравилась статья? Оставляйте комментарии, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь в своих соцсетях. Всех обнял!
При подготовке были использованы материалы портала Кинопоиск и Википедии

#интересный факт #кино #интересное кино #абьюз #отношения в кино #отношения в семье #семья #семья и дети #психология #психология женщин