Иногда не обязательно заказывать дорогостоящий маркетинговый анализ, чтобы получить информацию о своей потенциальной целевой аудитории. Часть важных сведений можно найти самостоятельно, воспользовавшись бесплатными инструментами и потратив немного времени.
Зачастую компании, выходя на новый рынок, не уверены в том, что их продукт будет действительно востребован. Или, наоборот, считают, что за товаром выстроятся настоящие очереди, включающие вообще всю аудиторию – от студентов от миллиардеров. Маркетинговый анализ поможет оценить реальные перспективы вывода новых продуктов.
Дисклеймер: Описанные здесь способы подходят не всем направлениям бизнеса. Например, они бесполезны при выводе мобильных приложений и игр, а также некоторых других продуктов. Но в абсолютном большинстве остальных сфер эти инструменты практичны.
Множество успешных проектов начались именно с правильного анализа рынка. Поэтому пора достать идеи из архива и протестировать её на востребованность среди целевой аудитории. Ведь нельзя заразить весь мир идей, если она нежизнеспособна.
Проверка способности вашего продукта решать проблемы целевой аудитории
Первый и главный этап маркетингового анализа – провести оценку целевой аудитории:
· Является ли проблема, которую решает ваш продукт, настоящей проблемой аудитории;
· Сколько людей пытаются решить это проблему прямо сейчас;
· Как именно они её решают;
· Наблюдается ли динамика потребности в решении данной проблемы – растёт или снижается.
Чтобы ответить на все эти вопросы, достаточно воспользоваться двумя бесплатными инструментами, часто использующимися маркетологами.
Анализ запросов в Яндекс Wordstat
Wordstat широко известен не только среди SEO-специалистов. Этот инструмент позволяет оценить, как много людей ищут в «Яндексе» тот или иной запрос. При этом для анализа важны не абсолютные цифры, а их порядок. Также стоит обратить внимание на «похожие» запросы. Это поможет понять, какая именно проблема волнует людей и как они ещё решают.
Кроме того, Wordstat помогает сегментировать аудиторию. Предположим, вы предлагаете курсы английского языка. По одноимённому запросу в Wordstat отображается, что это ищут несколько сотен тысяч человек ежемесячно. Кажется, что все они – ваша целевая аудитория.
Однако обратите внимание на «похожие» запросы. Кто-то ищет курсы английского языка для начинающих, кому-то требуется разговорный английский, а часть пользователей нуждаются в бесплатных программах. Всё это – разные сегменты целевой аудитории. Человек, который ищет курсы английского языка для начинающих, не станет клиентом репетитора делового английского.
Профессиональные маркетологи также сегментируют запросы на её несколько групп:
· Информационные – человеку нужен не продукт, а сведения о продукте;
· Топонимические – человеку нужен продукт в его городе, а не онлайн;
· «Горячие» – человеку продукт нужен прямо сейчас, а не через несколько недель;
· Брендовые – человеку нужен продукт определённой компании; и так далее.
Таким образом, проанализировав запросы в Wordstat, вы сможете оценить примерную аудиторию, которой нужен именно ваш продукт. Не просто «продукт», а конкретно ваш. Если вы предлагаете оффлайн-курсы разговорного английского языка в Москве, то «бесплатная» аудитория, скорее всего, отсеется, равно как и «новички».
К слову, если требуется узнать количество запросов в точной форме (без релевантных и похожих), то перед словами нужно поставить восклицательный знак. Вообще развёрнутая информация о синтаксисе Wordstat представлена в справочной базе «Яндекса», поэтому останавливаться на ней не стоит. Кроме того, не стоит собирать полную семантику вручную, воспользуйтесь одной из огромного количества программ – Key Collector, Topvisor либо даже онлайн-инструментом «Семён-Ядрён». Он тоже доступен бесплатно.
Отдельно стоит упомянуть об инструменте «История запросов». Он позволяет отследить динамику запросов. К сожалению, сервис хранит данные всего за два года, зато предоставляет их в максимально точной форме с конкретным количеством.
Анализ запросов в статике и динамике через Google Trends
Ещё один бесплатный и практичный инструмент – это Google Trends. Ранее им очень активно пользовались и маркетологи, и SEO-специалисты. Сейчас его практичность немного снизилась, поскольку Google Trends перестал отображать точное число запросов. Но даже примерного диапазона для приближённого анализа рынка или целевой ниши достаточно.
Но у Google Trends есть одна киллер-фича: оно отображает приблизительную стоимость клика. В «Яндексе» их тоже можно посмотреть, но это сложнее.
Google Trends подходит для анализа «сезонности» рынка лучше, чем Wordstat, поскольку может отображать динамику запросов – поэтому можно оценить изменения как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективах.
Компаниям, которые хотят выйти на «падающие» рынки, требуется оценить ещё и этап развития самого рынка. Это связано с двумя ключевыми особенностями такой среды. На «падающих» рынках наблюдается высокая конкуренция, а рентабельность продуктов зачастую оказывается околонулевой. Поэтому крупные компании ещё могут «выживать» благодаря высоким оборотам, а вот новичкам удержаться и получить прибыль будет гораздо сложнее.
На графиках Google Trends легко оценить динамику запросов: падает ли их число прямо сейчас, остаётся стабильным или растёт; наблюдается ли сезонность; когда у людей появляется проблема.
Кроме того, в Google Trends можно сравнить динамику запросов. Укажите два временных периода и переключите в режим сравнения – и вы увидите, как изменилось количество.
Бесплатный половозрастной анализ аудитории
Вам нужно знать, кто именно покупает ваш продукт, чтобы правильно составить УТП, отталкиваясь от ценностных профилей. Кроме того, без половозрастного анализа целевой аудитории крайне сложно запускать таргетированные рекламные кампании.
Существует сразу несколько бесплатных инструментов половозрастного анализа аудитории. Самый популярный из них – это QueryStat от Mail.ru. Инструмент обычно используется для получения количества уникальных запросов (как Wordstat), а отображение половозрастных характеристик людей, делающих эти запросы – это скорее дополнительная функция.
Однако она работает, и достаточно хорошо – инструмент точно показывает пол и возраст пользователей, которые в последнее время вводили этот запрос в поисковую систему. Данные выводятся в виде таблицы. С помощью простейших расчётов (или Excel’я) их легко перевести в процентное соотношение, чтобы понять, кто именно чаще остальных ищет ваш продукт, товар или услугу.
Конечно, в некоторых случаях допускаются погрешности. Например, может выясниться, что по около 20 запросов «бетон» в месяц делают мужчины в возрасте до 13 лет. Такое бывает, когда компьютер используется всей семьёй – или социальные сети настроены неправильно. Однако даже с учётом этих погрешностей QueryStat от Mail.ru достаточно точно показывает потенциальную половозрастную аудиторию.
QueryStat от Mail.ru – не единственный инструмент анализа. Есть ещё Audience Insights, который входит в состав РК Facebook. Для его использования потребуется иметь бизнес-страницу.
Чтобы воспользоваться Audience Insights, укажите тематику, которая вас интересует, задайте в поле «Интересы» и выберите регион. В результате вы получите не просто половозрастной анализ потенциальной аудитории – вы сможете даже узнать примерный уровень дохода и семейное положение людей, которые ищут ваш товар, продукт или услугу.
Facebook характеризуется высокой точностью своего анализа, поскольку использует данные с миллионов сайтов, на которых расположена кнопка «лайка».
Кроме того, можно воспользоваться и другими инструментами:
· В Wordstat от «Яндекса» можно получить информацию о том, в каких городах совершается больше всего целевых запросов;
· Аналогичную функциональность предлагают и отчёты Google;
· Географию можно узнать и в Audience Insights, в разделе «Место», но лучшим образом она работает в США.
Таким образом, даже бесплатные инструменты позволяют провести глубокий половозрастной анализ аудитории.
Бесплатный инструмент анализа конкурентов
К сожалению, волшебной кнопки, которая бы позволила одним запросом проверить всех конкурентов, не существует. Поэтому придётся поработать руками.
Выберите ТОП-20 сайтов из поисковой выдачи, которые являются вашими конкурентами (по результатам проведённого ранее анализа с определением аудитории), и составьте таблицу. В ней должны быть указаны:
· Ценностные предложения;
· Цены;
· УТП;
· Функциональность и возможности предлагаемого продукта;
· Модель монетизации.
После этого вы поймёте, с кем предстоит конкурировать и как строить стратегию продвижения.
Анализ рекламных предложений конкурентов
Чтобы проанализировать рекламные кампании конкурентов, введите в «Яндексе» целевой запрос и перейдите на вкладку «Предложения». Там будет представлена только реклама. Это поможет понять, какие именно креативы используют конкуренты и как апеллируют к аудитории.
У Google такого штатного инструмента нет. Но можно воспользоваться сторонними сервисами – SEMRush, Advodka, Spywords и другими.
Анализ мирового рынка
Если вы планируете продавать свои продукты не только в России, а по всему миру, то воспользуйтесь информацией из Google и Facebook. Кроме того, обратитесь к коллекции данных Всемирного банка – в ней собраны различные отчёты и индикаторы.
Также может быть полезна коллекция данных Statista – в ней собрана информация по компаниям, государствам, рынкам и отдельным индустриям.
Бесплатный маркетинговый анализ – это реально
Итак, потратив 1–2 вечера на определение и сегментирование аудитории, половозрастной анализ, оценку конкурентов и промо-кампаний, вы получите базу для выхода на рынок – и совершенно бесплатно.
При этом, по нашим данным, около половины маркетологов не проводят такой анализ, предпочитая создавать портрет целевой аудитории «из головы». Результат зачастую оказывается плачевным. Поэтому, проведя бесплатный маркетинговый анализ, вы будете знать рынок лучше, чем многие из конкурентов.
Если хотите получить разбор вашего маркетинга обращайтесь по ссылке в описании и записывайтесь ко мне на консультацию
Проанализирую все системы маркетинга, найду точки роста и составлю план действий для роста бизнеса в 2,5 раза за 3-6 месяцев
- Выявлю ошибки в маркетинге
- Определю ключевые точки для быстрого роста
- Рассчитаю, какие показатели бизнеса можно улучшить в первую очередь, чтобы получить быстрый результат
- Составлю дорожную карту: пошаговый план внедрения инструментов
- Покажу нестандартные подходы по привлечению клиентов