21 сентября 2005 года самолёт A320-232, выполнявший данный рейс, совершил аварийную посадку в международном аэропорту Лос-Анджелес из-за проблемы со стойкой носового шасси, которое развернулось поперек самолета. В результате данного инцидента никто из находившихся на борту 146 человек не пострадал.
На кадре из видео видно очень сильное пламя. Горит резина? Нет, пока резина не слетела с дисков колес, был только черный дым: резина плавилась, испарялась, подгорала, но не успевала загореться. Иногда на трассе можно встретить грузовики, у которых загорелась резина. То есть все же может загореться? Да, может. Но на автомашинах резина загорается по другой причине: от трения спаренных колес. Когда один баллон спускает, он начинает сильно деформироваться и нагревается. Не стирается об асфальт, а нагревается от того, что его весом авто деформирует очень сильно и быстро.
В рассматриваемом случае резина просто стирается об асфальт, и нагретая часть резины отрывается, плавится, испаряется (дымит). И так до тех пор, пока не лопнет баллон. После этого в контакт с бетоном ВПП вступает диск.
Диски на современных самолетах делают из магниевого сплава. Поэтому, когда дело доходит до стирания диска, образуется магниевая пыль, которая очень хорошо и ярко горит. Именно это и видим в кадре.
Из курса химии известно, что магний – очень горючий металл. А тут горит стертая пыль, а сам диск – нет. Почему? Во-первых, очень горючий чистый магний, а сплав – менее горюч. Хотя по пламени из-под колеса видно, что тоже горит эффектно! Все дело в высокой теплопроводности и теплоотдаче магниевого сплава!
Для того, чтобы загорелся магниевый сплав, его надо нагреть до температуры возгорания. Стертая пыль успевает нагреться из-за малого размера и веса при большой энергии трения. Нагрелись – и оторвались от основного металла. Поэтому факел огня – за диском. Что-то подобное можно видеть при заточке металла на точильном станке или при резке металла отрезным кругом: летят раскаленные искры, но сам метал только горячий.
Когда в ВВС впервые появились самолеты с дисками из магниевого сплава, летчики отнеслись к этому очень насторожено: сами на уроках химии проделывали опыты с магнием. Специально для них провели опыт: взяли диск, ацетиленовую газорезку и у всех на глазах стали греть диск. И, о чудо: метал плавился и стекал на землю, но не загорался! Причина – высокая теплопроводность. Именно из-за нее стали использовать в колесах самолетов с дисковыми тормозами магниевый сплав вместо алюминиевого! Ни алюминиевые, ни стальные диски не обеспечивали нужной интенсивности теплоотдачи при торможении – диски перегревались и заклинивали. А вот магниевый сплав справился.
Случаи, когда самолет тормозил не резиной, а диском, не так редки. В 1979 году, когда я служил техником самолета в истребительно-бомбардировочном полку, с моим самолетом во время посадки случилось ЧП. Это был первый самостоятельный вылет молодого летчика (только после училища), и он слегка не угадал высоту приземления: уже ВПП, а он не вышел на нужную высоту. Нестандартная ситуация, отсутствие должного опыта, и в результате неверное решение: побыстрей к земле! Ну, и грохнул самолет о бетонку. Жесткая посадка. Удар хорошо «встряхнул» голову летчику, уже не очень соображая тот выпустил тормозной парашют, тут же его сбросил (!), понял, что сделал глупость, и что есть силы зажал тормоза…
Вдруг хлопок и машину развернуло вправо, вынесло на грунтовку и там уже остановился.
Ко мне тут же на газике подскочил зам полка по ИАС, взял с собой, и мы помчались к самолету, осматривать по горячим следам. Диск правого колеса основной стойки на ¼ был стерт. Внимательно осмотрев стойку, обнаружили, что проводок системы растормаживания оборван – результат жесткого приземления (удара о бетонку). То есть система растормаживания на правом колесе не сработала и колесо не катилось, а терлось о бетон. Тот же эффект, что на кадре ранее – буквально за секунды резиновый баллон стерся и взорвался, и далее в торможение включился диск.
Почему же не загорелся самолет? Помните, был случай с суперджетом, когда пилот тоже жестко приземлил лайнер, из-за чего подломилась стойка шасси и самолет загорелся? Тогда эта стойка пробила топливный бак в крыле и вылился керосин. Трение, раскаленные искры магниевого сплава и легко воспламеняющийся керосин – худшего сценария не придумать.
В первом же рассмотренном случае летчик действовал очень грамотно: с самого начала приземления он держал самолет на основных стойках. То есть тормозил и не давал опуститься носу, так что у носовой стойки не было контакта с бетоном. Это очень неудобно для маневрирования на посадке - обзор у летчика ухудшается, все время надо вздыбливать самолет. Это как вздыбить коня и гарцевать в таком положении: большое искусство.
И уже когда самолет прилично снизил скорость, так что для рулей высоты не хватало воздушного потока, носовая стойка коснулась бетона. Это была уже гораздо меньшая скорость – более чем в 2 раза меньше, - и опасность соответственно в разы уменьшилась.
Вот в ролике я отметил все эти моменты: развернутое переднее шасси, касание бетона, касание бетона передней стойкой, начало трения диска с последующим факелом огня и остановка.
Подписывайтесь на канал, пишите отклики, задавайте вопросы - они могут стать следующей темой статьи.
#история #Россия #СССР #США #авиация самолеты #аварии #воспоминания #Армия